00:00, 4 декабря 2008 года

Закон о местном самоуправлении вступит в полную силу с 1 января 2009 года

Ставрополье еще в 2005 году стало тестовой площадкой для «обкатки» главных положений знаменитого 131-го Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», что предопределило серьезную реформу регионального законодательства. В крае уже принято более ста законов и сотни нормативно-правовых актов, призванных обеспечить реализацию 131-го закона. Однако руководителям администраций по-прежнему есть чему учиться. Об этом шла речь на краевом семинаре, который для глав муниципальной власти региона провели ведущие преподаватели Ставропольского филиала Северо-Кавказской академии государственной службы.

По словам заместителя председателя ПСК Ю. Белолапенко, открывшего семинар, и в нынешнем, и в будущем году потребуются все новые краевые законы, реформирующие деятельность местных властей. О масштабах начатой и продолжающейся перестройки говорят и такие цифры: из государственной собственности муниципалитетам передано более двух тысяч объектов недвижимости и около тысячи предприятий.

Серьезно изменились и межбюджетные отношения. Ведь раньше муниципальные бюджеты очень напоминали ведомости на выдачу зарплаты и по своей сути даже не предполагали экономического развития сельских и городских поселений за счет так называемых «внутренних резервов». Теперь даже, несмотря на то, что закон этот трудно пока назвать идеальным для местных властей, все же во многих муниципалитетах наметились точки роста. Одна только законодательная возможность получить в обмен на дотации дополнительные налоговые отчисления в местную казну сделала муниципальные бюджеты в 2007 году богаче на 500 миллионов рублей. Эту возможность сейчас используют 115 муниципальных образований края из 330 имеющихся.

С нового года закон о местном самоуправлении будет применяться в полную силу. Как рассказал в докладе на семинаре заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Ставропольского филиала Северо-Кавказской академии госслужбы К. Кудряшов, одна из причин отсрочки с применением этого закона объясняется дефицитом кадров в муниципальных образованиях, особенно в сельских поселениях. Кроме этого, чтобы закон работал в полную силу, потребовалась еще и огромная работа по регистрации муниципального имущества. Нуждалось в доработке налоговое законодательство, вводился новый порядок перераспределения имущества между субъектами РФ и муниципальными образованиями. К тому же все эти преобразования проходили далеко не бесконфликтно, сопровождались многочисленными судебными процессами. А самая сложная проблема - это перераспределение финансовых ресурсов между различными уровнями власти. До сих пор нельзя считать эту проблему решенной, ведь большинство сельских муниципалитетов и в нашем крае, и в стране имеют дефицитные бюджеты.

Для того чтобы в новом году появилась возможность применить нормы 131-го закона в полную силу, потребовалось внести изменения и дополнения в более чем 250 федеральных законов и множество других нормативных актов. Откорректированы Бюджетный, Налоговый, Гражданский, Градостроительный, Земельный, Жилищный кодексы Российской Федерации. Как все это отразится на финансовых возможностях муниципальных органов власти? Эту проблему в своем докладе проанализировала доцент филиала академии госслужбы Е. Петрова. По ее мнению, муниципальная реформа не изменила, а закрепила уже сложившуюся к началу 2000-х годов схему распределения бюджетных доходов между различными уровнями власти. Доля доходов местных бюджетов в ВВП заметно уменьшилась еще в конце ХХ века. В среднем же за период 2002-2007 годов рост ВВП в наибольшей степени отразился на доходах федерального бюджета, в наименьшей - на доходах муниципальных бюджетов. Анализ показывает, что бюджеты городов являются наиболее устойчивыми. Зависимость же бюджетов муниципальных районов и сел от безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов в 2006-2007 годах составила от 65 до 70 процентов. Таким образом, в ходе муниципальной реформы в стране сложилась модель «трансфертно-зависимых» муниципалитетов. Например, в муниципальных районах края сейчас соотношение собственных доходов к расходам составляет менее половины.

Уже в будущем году, дабы избежать жесткой зависимости от дотаций и трасфертов в решении самых актуальных проблем муниципальных образований, главам местных органов власти предстоит освоить современные методы стратегического территориального планирования, научиться по-новому управлять муниципальным имуществом и земельными ресурсами.

У всех без исключения муниципалитетов есть всего один год на разработку и утверждение документов территориального планирования. Иначе уже с 1 января 2010 года органы местного самоуправления не смогут распоряжаться землями своих муниципалитетов. Предстоит провести инженерные изыскания и составить проекты планировки территорий, в которых будет четко отражено, каким образом уже действующие объекты и те, которые планируется построить, будут сочетаться между собой. При этом современное законодательство стимулирует комплексное освоение земель.

В развитых странах попытки внедрить программно-целевое развитие регионов предпринимались еще с середины прошлого века. Сейчас и в нашей стране на федеральном уровне выработан целый набор инструментов для реализации бюджетирования, ориентированного на результат. Одним из указов президента РФ определяется перечень показателей для оценки эффективности органов местного самоуправления, в нем 30 параметров, среди которых рост продолжительности жизни, сокращение потерь рабочего времени из-за болезней, уровень доходов, качество окружающей среды, безопасность дорожного движения. Собственно, на эти конечные результаты и должно быть нацелено современное муниципальное управление. Однако эти новые подходы можно будет воплощать в жизнь только при условии роста финансовой самостоятельности местных бюджетов. Сейчас внедрением программно-целевых методов бюджетирования занимаются сотрудники Фонда «Институт развития города» (г. Москва). С результатами этой работы можно ознакомиться на их сайте. По словам ректора Ставропольского филиала академии госслужбы Ю. Васильева, это учебное заведение тоже готово оказать методическую помощь главам муниципалитетов.

Руководителям местной власти предстоит решить еще массу проблем, связанных с управлением имуществом, которое находится в муниципальной собственности. При передаче многих объектов возникают сложности. Подписывая акты приемки, органы местного самоуправления не всегда получают дополнительные доходы в бюджет, чтобы их содержать. Отказ от приема тоже опасен, поскольку многие предприятия не в состоянии содержать жилые дома, детские сады, дома культуры и другие социальные объекты. Нередко их просто «бросают». Здесь не может быть готовых рецептов - в каждом конкретном случае муниципальная власть должна принимать решение о передаче с учетом всех экономических и социальных факторов. Например, депутаты вправе отказаться включить в представленный администрацией план приватизации убыточный книжный магазин, если это единственная торговая точка, специализирующаяся на продаже учебной литературы. В целом же грамотное распоряжение муниципальным имуществом может существенно пополнить местные бюджеты.

«Нешоковая терапия»
Газета «Ставропольская правда»
4 декабря 2008 года