00:00, 3 декабря 2008 года

Легенда и быль о Муслиме Магомаеве

В этот город он, тогда никому не известный, приехал осенью 1961 года. И вдруг на страницах газеты «Грозненский рабочий» появилась статья, что в город прибыл на учебу в музыкальное училище внук знаменитого азербайджанского композитора Абдула Муслима Магомаева. Сообщалось также, что его дед был по национальности чеченцем. Родился он в г. Грозном. Юношей поступил учиться в Тбилисскую гимназию, где учился вместе с Узеиром Гаджибековым, ставшим впоследствии основоположником современной музыки Азербайджана – замечательным композитором. Будто бы Абдул Муслим Магомаев приехал после окончания Тбилисской гимназии в Грозный, но для него работы не нашлось, и он вынужден был уехать в Баку…

Действительно, Абдул Муслим Магомаев родился в 1885 году в Грозном, жил в Баку, где занялся музыкальной деятельностью. Вскоре он стал директором и главным дирижером Театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова, одним из первых азербайджанских композиторов. Им написаны оперы «Нэргиз», «Шах Исмаил», симфонические пьесы, музыка к различным спектаклям. Его имя носит Бакинская филармония. Был ли он дедом певца Муслима Магомаева? Заметка в «Грозненском рабочем» подтверждала эту версию.

Муслим-младший стал певцом Грозненской филармонии. Сразу же после первых концертов о нем заговорили. На его выступления уже невозможно было достать билеты. И вот у нас – студентов Грозненского нефтяного института – возникла идея пригласить восходящую звезду в гости. С этой целью члены комитета ВЛКСМ делегировали меня в филармонию, чтобы я упросил Муслима дать для молодежи концерт. Вначале я поговорил с директором филармонии, так как знал его хорошо, но он наотрез отказал. Тогда я решил правдами и неправдами встретиться с Муслимом.

Удалось! Он внимательно посмотрел на свой график и сказал, что в ближайшее время не располагает свободным временем. Тогда я предложил, что студенты могут оплатить стоимость концерта. Стоило только мне произнести эти слова, как лицо Муслима стало суровым, и он сказал, чтобы о деньгах я никогда не говорил.

Подумав, он ответил, что только сегодня вечером сможет встретиться со студентами в 19.00. Было уже пять часов вечера.

Я быстро направился в комитет комсомола (а он располагался в 10 минутах ходьбы от филармонии) и сообщил о предстоящем концерте. Муслим пришел в 18.45, разделся и закурил. Я, помню, очень удивился, что такой еще молодой человек курит…

Пел Муслим, аккомпанируя себе на пианино. Начал с неаполитанских песен, затем под неоднократное «бис» - арию Фигаро, пропел с блеском кубинский гимн «26 июля». Несколько часов продолжался концерт, но на лице Муслима не чувствовалось усталости. Лишь небольшие перерывы попросил «на перекур». В заключение концерта он спел «Бухенвальдский набат». Все зрители зала невольно стали громко подпевать ему.

В этот вечер Муслим не раз пел по просьбам публики. Мы были потрясены красотой сильного голоса, темпераментным исполнением. Уже тогда чувствовалось, что у этого парня большое будущее. На наши вопросы, правда ли, что в нем течет чеченская кровь, он отвечал неопределенно. Но чеченцы в то время гордились им так же, как и знаменитым танцором Махмудом Эсамбаевым.

Вскоре Муслим уехал в Баку. Его имя я вновь услышал, когда он пел на корабле для делегации советской молодежи, направлявшейся в Хельсинки на Всемирный фестиваль молодежи в июле 1962 года. Ну затем последовала стажировка в миланском Ла Скала и блестящая артистическая деятельность, известная многим.

* * *

Еще по теме Муслим Магомаев:

Муслим Магомаев — мелодия каждой души

Петр ФЕДОСОВ