00:00, 29 ноября 2008 года

Зинаида Кириенко: творческая встреча с актрисой в Железноводске

Как сказал, открывая вечер, замминистра культуры СК Владимир Лычагин, в программу фестиваля вошли киноленты, рассказывающие о Кавказе, о Ставрополье как о месте историческом, с уникальным прошлым и традициями, с удивительными людьми самых разных национальностей, которые всегда находили общий язык и жили мирно, если злые силы не вносили раздор и смуту.

И вот под аплодисменты на сцене появилась великолепная актриса и просто обворожительная женщина Зинаида Кириенко. Зал восхищенно вздохнул – словно и не минули десятки лет с момента ее первого появления на экране. Зинаида Михайловна улыбнулась своей очаровательной и такой узнаваемой улыбкой, и началось удивительное таинство настоящего искусства. Исповедь Мастера. Предельная искренность в каждом слове, в каждом жесте. Душа, открытая любимому зрителю… И стало страшно от пронзительного ощущения того, насколько же бездарными и пустыми «жвачками» нас на самом деле сегодня пичкают с экранов, под «лейблом» искусства…

...Жизнь и судьба Зинаиды Кириенко во многом похожа на кинороман. Она родилась в Махачкале на берегу Каспийского моря и до сегодняшнего дня пронесла в душе ощущение бескрайнего морского простора. Ее отец Георгий Широков был курсантом Тбилисского юнкерского училища. В 1919 году он эмигрировал в Англию и вернулся на родину в 1928 году человеком настрадавшимся, надломленным. Мать Александра Петровна, наоборот, полной грудью вдыхала новую жизнь - работала на рыболовном заводе в Махачкале, руководила кружком «Ворошиловский стрелок», скакала на коне, лихо рубила лозу. И брак родителей Зинаиды быстро распался - слишком они были разные. Этот развод, вероятно, спас мать с дочерью - в 1939 году Георгий Широков был арестован и больше о нем никто ничего не слышал … А чуть позднее ласковое море Махачкалы в жизни маленькой Зины заменили степные просторы Ставрополья - мать направили в станицу Новопавловскую на восстановление элеватора.

- Вся станица утопала в цвету, – вспоминает Зинаида Михайловна, - таких роскошных вишен, какие были тогда в Новопавловской, теперь не увидишь…

И девочка буквально влюбилась в раздолье ставропольских степей. Тем более что здесь мать познакомилась с Михаилом Кириенко, и вскоре они поженились. Отчим по-настоящему заменил Зине отца, даже фамилию и отчество она взяла его. И только в мелодраме «Любить по-русски»-2 Кириенко сыграла женщину-прокурора, которую звали Зинаида Георгиевна Широкова. Ей очень хотелось, чтобы в кино прозвучали ее настоящие отчество и фамилия…

Стать актрисой Зина хотела с детства. И ее мечта в отличие от тысяч сверстниц сбылась, она поступила во ВГИК - знаменитый Сергей Герасимов заметил скромную провинциальную девушку, в которой угадывалась искра божья. Через несколько лет Сергей Апполинариевич скажет о Кириенко: «Она очаровательно естественна, простодушна и сурова, как сама жизнь».

Первой серьезной работой актрисы в кино стала роль Натальи в «Тихом Доне» – трагичная, пронзительная. Зинаида Кириенко создала удивительный образ женщины хрупкой и ранимой, гордой и отчаянной – тот самый загадочный русский характер, который «веками непонятен иноземным мудрецам». И все последующие ее роли: Катерина из «Поэмы о море», Ирина из «Судьбы человека», Мария из «Повести пламенных лет», Марьяна из «Казаков», Анета — крепостная актриса из фильма «Сорока-воровка», Ефросинья Дерюгина из дилогии Евгения Матвеева «Любовь земная» и «Судьба» и многие другие - это те самые настоящие русские женщины, которые влюбляются один раз на всю жизнь и в горящую избу войдут, и поруганной чести смерть предпочтут…

И сама Зинаида Михайловна, как ее героини, полюбила один раз и на всю жизнь. Они познакомились в Грозном на съемках фильма «Казаки» - актриса Зинаида Кириенко и статный красавец - спортсмен Валерий Тарасевский. Через два месяца поженились, да так и прожили в любви и согласии целую жизнь, родили двоих сыновей. Муж Зинаиды Михайловны - ее единственная любовь и надежная опора – несколько лет назад ушел из жизни. Но Кириенко не сломалась.

- Я не теряю оптимизма, – говорит она, – есть семья, дети, внуки – значит, есть ради кого жить. Думаю, что я счастливый человек, ведь еще у меня есть мои зрители, моя аудитория, с которой я могу поделиться самым сокровенным…

И она делилась. Зинаида Кириенко - не только прекрасная актриса, она еще и потрясающая певица. Ее голос – удивительно глубокий, переливчатый, как степное раздолье. Слезы наворачивались на глаза, когда она в память о любимом муже пела: «Мы долгое эхо друг друга…».

О времени нынешнем Зинаида Кириенко судит с суровой прямотой – не все ей нравится в постперестроечной России. И особенно ее волнуют темы нравственности и духовности. Об этом она говорила во время короткого интервью, которое дала журналистам по окончании творческого вечера.

На вопрос, нравятся ли ей современные песни, Зинаида Кириенко ответила, что ей вообще-то трудно понять, о чем сейчас поют.

- Все, что я пою, – это совсем другой материал, - сказала она. - Это песни, обращенные к сердцу, душе, к уму человека, к его мыслям и чаяниям. А нынешние песни... Сейчас важны ритмы, но ритмы все какие-то убогие, однотипные – бум-бум-бум… Те перемены, которые произошли за последние пятнадцать лет в стране, можно охарактеризовать известной поговоркой: не дай Бог никому жить в эпоху таких перемен! Настоящее искусство и правильная оценка произошедшего появятся гораздо позже, когда художники все осмыслят. Когда пройдет тяга к безудержному самовыражению без внутреннего нравственного ценза. Человек должен знать, что хорошо, а что плохо, чего можно, а чего нельзя – нравственная основа должна быть, невзирая ни на что, иначе он превратится в животное. К пониманию этого надо прийти. Вы посмотрите, никогда у нас не было столько бандитов – все фильмы о них, они герои сегодняшнего дня, дети играют в бандитов! Искусство не имеет права быть безнравственным и бездуховным, аморальным! Ведь делают его талантливые люди, и тем негативнее влияние на души...

- Вы создали на экране своего рода архетип русской женщины - ранимой, тонко чувствующей и в то же время невообразимо сильной и стойкой, способной на беззаветную верность и жертвенность. И эти образы как в зеркале отражали суть русской женщины времен «Тихого Дона», времен Великой Отечественной войны, послевоенного сложного времени. Каков, по-вашему мнению, образ настоящей русской женщины в наше время?

- Этот образ претерпел очень много изменений, и очень трудно согласиться с тем, каким его нам сейчас преподносят. На самом деле русская женщина сегодня переживает, очень переживает. В первую очередь материальные трудности. Как бы мы ни жили при советской системе, у нас не было страха за будущее, не было распущенности, не было так противно наблюдать, как кичится богатство. Самое страшное, что, наблюдая за кучкой богатеев, немало людей готовы пойти на преступление ради того, чтобы жить, как они. Государство перестало заниматься детьми – сегодня я то и дело слышу, что закрываются кружки, дома культуры, потому что нужны помещения под увеселительные заведения…

- Кого бы вы хотели сыграть сегодня?

- Женщину, которая могла бы все это сказать с экрана, в роли. Сказать о своих чаяниях, о своей тревоге за подрастающее поколение, которому вредят – и так называемым искусством в том числе. Худсоветы были правы во многом - в них ведь не алкоголики входили или бомжи, а люди, заслужившие право высказывать свое мнение. И художник должен был отстаивать и доказывать свои принципы, убеждать, находить краски и средства, чтобы сделать действительно духовное произведение искусства, а не имитацию жизненных событий, а порой и откровенную порнографию.

- Недавно на экраны с шумом вышел фильм «Адмиралъ», посвященный Колчаку. Как вы оцениваете этот фильм с точки зрения переосмысливания нашей истории?

- Все, кто учился в советской школе, с детства знали, кто такой Колчак. А тут фильм выпустили – любите Колчака! А раньше показывали, как Колчак стреляет в ухо красноармейцу. Поэтому надо донести до зрителя, объяснить, почему он дошел до такой степени отчаяния, что им руководило, если он аристократ духа? То, что оценка роли Колчака в истории поменялась на 180 градусов, говорит о том, насколько драматичным было время, и что тот же Колчак не был готов к нему. Но у нас, как всегда, – вчера плохой, сегодня хороший или наоборот… О качестве же нового фильма пусть судят критики и сами зрители.

««Она очаровательно естественна»»
Газета «Ставропольская правда»
29 ноября 2008 года