00:00, 29 ноября 2008 года

А я назову тебя мамой

Первым в семье появился Ромка. Мальчонку семи лет в больнице увидела подруга и поспешила сообщить: «Тут ребенка беспризорного привезли...». Супруги отправились в райцентр, чтобы его увидеть, и покорили их огромные темные глаза, да непокорный чуб. Сразу решили: «Нужно забирать!» Ромкина мать умерла, а отец от него просто отказался.

За пять лет, уже успев окунуться во все проблемы воспитания приемного ребенка, супруги все чаще стали поговаривать о том, что неплохо было бы иметь еще и дочь.

- Вот уйдет Ромка в армию, потом женится, а мы что будем делать? - вслух не раз сокрушалась Любовь Степановна. С этой мыслью они и поехали в детский дом поселка Затеречного. Оттуда возвращались уже втроем. Девочка, которой тогда тоже было семь лет, всю дорогу весело болтала, а потом, обратившись к Любови Степановне, неожиданно спросила:

- Можно, я буду мамой тебя называть?

- Конечно...

Таким простым и теплым было их знакомство. Даша, прежде часто рассказывая о подробностях своей нелегкой жизни, о родной матери всегда вспоминала так: «Та женщина, что меня родила...». Она раз и навсегда провела невидимую черту между прошлым и настоящим. А однажды случилась беда: Николай Иванович поднялся на дерево, чтобы убрать сухие ветви, да с огромной высоты по неосторожности упал. Тогда все вместе пережили настоящий шок: главу семьи срочно пришлось везти в больницу, где ему удалили поврежденную почку. Переживания по поводу здоровья близкого человека тогда очень сплотили семью. И доказали, что они друг другу нужны и дороги ...

А четыре года назад от тяжелой болезни неожиданно умерла близкая подруга Любови Степановны, двум осиротевшим детям - Маше и Саше - Горбуновы предложили переехать в свой дом. Правда, мамой и папой дети называть их не стали, ведь хорошо знакомых людей в таком возрасте уже нелегко воспринимать в новом качестве: Маша тогда училась в седьмом классе, а Саша в пятом.

Ромка действительно сначала ушел в армию, потом отслужил по контракту, женился. К дальнейшей учебе особого интереса не проявил.

Однажды, поссорившись с женой, Ромка, успевший подарить приемным родителям внука, приехал к ним на побывку с вещами. Посочувствовав житейским неудачам, Николай Иванович наутро его проводил, объяснив ситуацию просто: «Сынок, ты уже мужчина и должен отвечать не только за свои поступки, но и за свою семью».

- По нашим временам их поступок – воспитание приемных детей – можно считать геройским, - рассуждает глава администрации муниципального образования Кара-Тюбинского сельсовета Тимурлан Юнусов.

Но Любовь Степановна против каких-либо громких слов и оценок. «Просто так сложились обстоятельства», - говорит она скромно. А на реплики некоторых односельчан, которые считают, что Горбуновы взяли детей в семью «ради богатства, (намекая на деньги, которые выплачивает на их содержание государство), всегда отвечает с улыбкой: «А вы поезжайте в ближайший детский дом - там настоящее богатство можно пригоршнями черпать». Видимо, для каждого человека богатство, как и счастье, имеет свое значение. Побывав в доме Горбуновых, я не увидела особого достатка. Точнее сказать, живут они в своем небольшом домике крайне скромно: как говорится, в тесноте, да не в обиде. Оба супруга уже на пенсии, но от случайного заработка не отказываются: Николай Иванович иногда его находит благодаря «жигулям», на которых, кстати, с детьми частенько выезжает и на отдых.

Любовь Степановна продолжает репетиторствовать. Ей 60, из школы ушла всего год назад, но учителей в селе не хватает, и вполне возможно, что ее пребывание на заслуженном отдыхе будет недолгим. «Да и детям ведь помогать надо!» - говорит она.

Даша и Маша - уже студентки. Одна учится в колледже, другая, окончив школу с серебряной медалью, поступила в государственный университет...

«В общем, дома я один остался», - по-хозяйски просто подытожил Саша, когда повел меня на подворье, где содержатся козы и птица. Ему не только хотелось показать своих «подопечных», но и сарай, который он строил летом своими руками. Саше через год тоже придется покинуть отчий дом, и он должен быть уверен, что здесь все в порядке, - даже по утрам пораньше встает, чтобы перед уходом в школу успеть всех покормить...

Так и живут Горбуновы семьей, своим умом и своим хозяйством, то есть вполне счастливо.