00:00, 21 ноября 2008 года

Кино в России. 100 лет как один кадр

Об истории и сегодняшнем дне кино мы беседуем с директором Ставропольского краевого киновидеопроката, заслуженным работником культуры РФ Ларисой Поляковой.

- Лариса Петровна, кинематографический век выдался очень непростым, от взлетов к обвалу, от развлечения для богатых до самого массового из искусств... Что для вас кино?

- Да вся жизнь, по сути! В сфере кинопроката я более тридцати лет. А столетие киноиндустрии действительно преподнесло немало событий - и хороших, и... разных. Мы выросли и воспитывались в СССР, где кино выполняло много функций: поднимая темы духовности, по-своему заменяло церковь; рассказывая об истории и культуре, достаточно серьезно просвещало, прививало чувство Родины ну и в немалой степени развлекало, конечно, тоже.

- И оставило далеко позади все остальные виды искусств по популярности в народе...

- Да! Показатели проката отечественных фильмов были фантастическими, некоторые киноленты собирали за год до 100 миллионов зрителей! Временами кинематограф своим бурным развитием даже представлял угрозу для театра, цирка, музея. Впрочем, жизнь показала, что каждая из этих сфер имеет свою собственную нишу, каждый вид искусства интересен по-своему. С другой стороны, и сам кинематограф испытал жесткую конкуренцию с электронными средствами - от радио и телевидения до кассетного видео и современных компактных дисков. Однако устоял и продолжает развиваться.

- Пережив весьма ощутимые потери - и экономические, и кадровые... Однако есть ли в нем и сегодня нечто, внушающее оптимизм?

- Есть, хотя, быть может, до оптимизма еще и далековато, а вот положительные сдвиги нас, профессионалов, конечно, радуют. За последние годы, например, рядом молодых талантливых режиссеров созданы яркие фильмы, возрождающие традиции отечественного военно-патриотического кино. Имею в виду прежде всего картины, отдающие дань уважения подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны, - фильмы, примечательные остротой и полемичностью авторских позиций в толковании изображаемых событий.

- Но кинопрокатным организациям по-преж-нему приходится нелегко...

- Это вполне объяснимо. Вспомним: еще 20 лет назад у нас в стране было 3600 кинотеатров-тысячников, огромное количество дворцов и домов культуры, клубов, активно работали 30 тысяч сельских киноустановок. Мощная, действенная, хорошо отлаженная система кинопроката. И многое, к сожалению, утеряно в годы реформ. Последствия печальны не только для непосредственно работавших в нашей сфере людей, но не могли не наложить отпечаток на молодое поколение – очень мало ярких позитивных впечатлений, способных благотворно действовать на формирующуюся юную личность. Один лишь грустный пример: нередко молодой зритель, придя в кинотеатр, в течение сеанса буквально ждет, когда же будет... реклама! Воспитанное телевидением поколение уже не представляет себе нормального, полноценного - без помех - восприятия художественного произведения...

Раньше серьезную воспитательную функцию неплохо выполнял именно кинематограф. Достаточно вспомнить такие знаковые для отечественной культуры фильмы, как «Чапаев», «Девчата», «Белое солнце пустыни», «А зори здесь тихие...»... Список можно продолжать до бесконечности. Многие киногерои становились для молодежи эталонами, достойными подражания.

Сегодня в стране насчитывается более 500 кинотеатров нового поколения, где до некоторых пор показывали - и это всем известно - преимущественно голливудскую продукцию. А оставшиеся «в строю» менее 2000 старых кинозалов существуют только благодаря энтузиазму подвижников, продолжающих там работать.

- Тем не менее кинопрокатчикам, по-моему, есть на что рассчитывать в обозримом будущем, поскольку налицо предпосылки возрождения в стране отечественной киноиндустрии.

- К счастью, удалось в основном сохранить материально-техническую базу кинопредприятий. Существенными факторами, содействующими повышению привлекательности сферы кинематографии в России, явились наметившаяся в последнее время тенденция роста посещаемости кинотеатров, значительные масштабы строительства новых и реконструкции действующих кинозалов, увеличение объема российской кинопродукции на телеэкранах.

- Этой бы продукции да еще и конкурентоспособное качество...

- Надеюсь, дождемся и качества. Пока же, действительно, отечественные кинокартины по тематике, художественному и техническому исполнению, как правило, уступают в российском прокате зарубежным фильмам в борьбе за зрителя. Нельзя быть удовлетворенным и жанровым разнообразием нашего кино: ощутимо недостает картин, которые с наибольшим интересом встречаются зрительской аудиторией, - хороших комедий, музыкальных фильмов, костюмных постановок на исторические темы, фильмов-сказок, качественной фантастики.

Показ отечественных фильмов проводится в основном в государственных и муниципальных городских кинотеатрах, а также в сельских клубах, посещаемость которых, учитывая уровень «комфорта» и технической оснащенности, является весьма низкой. Зрительные залы едва заполняются на 10 процентов.

- А вот на блокбастеры народ ходит. Несмотря на высокие цены на билеты. Значит, интерес к кино не угас.

- Появление первых российских блокбастеров достаточно быстро вывело их в лидеры отечественного кинопроката. И дело здесь не столько в денежных доходах, что само по себе крайне важно с точки зрения окупаемости российских кинопроектов, сколько в том, что эти ленты стали собирать в кинозалах миллионы зрителей. Как результат: «свое» кино стало приносить рекордные для нашего рынка сборы, превышающие выручку от проката голливудских фильмов.

- Лариса Петровна, наверное, ставропольский кинопрокат переживает те же болезни времени, что и весь российский.

- С начала 1990-х годов на всей территории края был отмечен процесс активного сокращения числа киноустановок. На сегодня их осталось 150 – в десять (!) раз меньше, чем 25 лет назад. Причины известны. В первую очередь, это явно неудачное вхождение организаций кинопоказа и кинопроката в рынок. Во вторую - столь же явно недостаточное бюджетное финансирование. Скажу больше: наряду с активным сокращением киносети в таких районах края, как Нефтекумский, Благодарненский, Туркменский, Новоселицкий, Советский, Степновский, Георгиевский, Буденновский, Кировский, Андроповский, Шпаковский, вообще утрачена система кинообслуживания населения. Вдвое меньше стало кинопрокатных организаций - три вместо шести. Ставрополь лишился единственного в крае детского кинотеатра «Орленок», а ГУК «Ставропольский киновидеопрокат» - собственных помещений (административного, производственного, киновидеозала и гаражей). Стареющее кинооборудование не обновляется и своевременно не ремонтируется (нет средств), а значит, не в состоянии качественно осуществлять кинопоказ.

- Как удается в таких, прямо скажем, экстремальных условиях обеспечивать кинопоказы?

- На территории края действуют три государственных киновидеопроката - Ставропольский, Кисловодский, Буденновский– с общим фондом девять тысяч фильмокопий. Их работа нацелена прежде всего на кинообслуживание городов районного значения, сельских киноустановок (их сохранилось 64), санаториев, школ, вузов, детских садов, воинских частей и т.д.

Именно здесь ещё трудятся преданные кино работники – та небольшая часть энтузиастов, умелых организаторов массовых мероприятий, которая осталась от некогда мощной киносети края. Наш уникальный кадровый запас - фильмопроверщики, методисты по кино, киномеханики, их в крае остались считанные единицы. Благодаря им сохранен «Золотой фонд кинематографа России» - около 3000 редчайших отечественных фильмокопий выпуска прошлых лет. Кроме этого, нам удалось сохранить 33 фильма мировой классики, среди них фильмы А. Тарковского, А. Сокурова, С. Параджанова, М. Формана, Ф. Дзеффирелли, А. Вайды, А. Куросавы. Выручают нас и такие запасы краевого кинофонда, как фильмы, связанные с учебной школьной программой, хроникально-документальные ленты актуальной тематики (по борьбе с наркоманией, СПИДом, туберкулезом, беспризорностью, с курением и т. д.).

С 2002 года ставропольские кинопрокатные организации переведены на бюджетное финансирование. Мы сейчас ощущаем большую поддержку министерства культуры края: кинопрокатным организациям выделяются средства не только на основную деятельность, но и на закупку фильмов. Только в текущем году Ставропольским кинови-деопрокатом приобретено около 70 картин, половина из них - отечественные. Хочу отметить также, что в наших новых закупках немалую часть занимает кинопродукция для детского зрителя. Это позволило нам не идти на крайности в погоне за доходами, а планомерно и целенаправленно вести воспитательную работу средствами киноискусства. В перспективе в сельской киносети будет преобладать видеопоказ как более рентабельный, многие регионы страны уже идут по этому пути. Для нас не будет неожиданностью такой переход, мы уже начали постепенно приобретать права на прокат художественных, документальных, учебных, познавательных, мультипликационных детских фильмов на электронных DVD-носителях.

- На днях в нескольких районах края прошел кинофестиваль «Ставрополье многонациональное» с приглашением заслуженной артистки России Зинаиды Кириенко. Видимо, такая форма работы с сельским зрителем приносит результат.

- Действительно, кинофестивали по-прежнему популярны. Как правило, они проходят обязательно с участием творческих групп, известных режиссеров и актеров. И нынешний фестиваль вновь привлек большое количество зрителей, вызвал положительные отзывы, а встречи с известной актрисой надолго запомнятся жителям Красногвардейского, Изобильного, Солнечнодольска и Железноводска.

Следует добавить, что реализуемая сегодня в России единая государственная политика в области развития и поддержки кинематографии позволяет нам с уверенностью говорить о том, что кинопоказ и кинопрокат не утратили главного - способности к поступательному движению. При серьезной, продуманной, целенаправленной поддержке отрасль может вновь вернуть себе статус самого массового и важнейшего из искусств.

«Как один кадр»
Газета «Ставропольская правда»
21 ноября 2008 года