00:00, 14 ноября 2008 года

Дерево под окнами дома - памятник бюрократии и равнодушию

Плакучая ива

Тридцать лет назад семья Полуян вместе с другими новоселами въехала в дом № 32 по улице Краснофлотской в квартиру на первом этаже. Тогда-то муж Жанны Семеновны во время очередного дня по благоустройству двора посадил под окнами квартиры ивовый прутик - авось приживется. За прошедшие годы он вымахал в мощное дерево высотой в добрых 15 метров. А сейчас это мощный с виду, но абсолютно мертвый ствол с такими же безжизненными ветками. К тому же необъятный ствол практически полностью перекрыл доступ света в квартиру Полуян. Вечный сумрак дал благую среду сырости, грибку и прочим «прелестям» быта. К тому же Жанна Семеновна - инвалид, передвигается только с помощью костылей. Говорит, можно было бы воспользоваться подаренной когда-то тете коляской, но пандуса у подъезда нет, а его строительству мешает то самое дерево. Казалось бы, выход прост - спилить отжившую свое иву. Но именно вопрос о сносе мертвого дерева стал тем камнем преткновения, о который разбиваются все мечты и чаяния пенсионерки.

По бумажному кругу

- Куда и к кому я только не обращалась за помощью: пособите, спилите сухостой! И к мэрам, и в городскую и районную администрации, - сетует пенсионерка, - все без толку. Обещаний, особенно перед выборами, много, а после них - тишина. А меж тем дерево настолько трухлявое, что с него постоянно падают ветки, да не просто прутья, а чуть не бревна. Недавно моих внуков чуть не прибило такой веткой. В августе этого года к нам приезжали специалисты из ГО и ЧС города. Обследовали иву, признали ее аварийной. Но, пояснили, что сами спилом не занимаются, надо обращаться в соответствующие службы. А эти самые службы футболят меня уже много лет.

Некоторое время назад члены городской комиссии по охране зеленых насаждений, от которой зависит, «казнить» или «миловать» ту или иную березку, иву или тополь, пришли к Жанне Семеновне, осмотрели квартиру и признали, что в ней действительно очень темно. Но предупредили хозяйку, что разрешение на спил дерева они могут дать только по справке (кстати, платной) о «коэффициенте естественной освещенности» - коли он не будет соответствовать норме. Жанна Семеновна пригласила специалистов из Центра гигиены и эпидемиологии. И по их заключению, в одной из комнат квартиры естественная освещенность в два, во второй - в четыре раза ниже нормы. Но и вожделенная справка не помогла пенсионерке в борьбе с сухостоем - комиссия по охране зеленых насаждений, куда опять, теперь уже имея на руках требуемый документ, обратилась Полуян, вновь отказала в спиле дерева. Чем же так дорог сердцу городских «гринписовцев» засохший и не рухнувший до сих пор по чистой случайности гигант? Увы, этого узнать не удалось.

Памятник бюрократии

На защиту Жанны Семеновны встал и Уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае Алексей Селюков. Сотрудники аппарата омбудсмена навестили пенсионерку и свои выводы направили в городскую администрацию, указав не только на тот факт, что нарушены права семьи Полуян на здоровую окружающую среду, но и на то, что высоченное дерево по причине своей дряхлости создает потенциальную угрозу жизни других людей. Но... Идут годы, меняются градоначальники и аппарат горадминистрации, только ива непоколебимо стоит перед окнами пенсионерки как памятник бюрократии и равнодушию. А Жанна Семеновна вынуждена «жечь электричество», что по нынешним меркам удовольствие весьма дорогое, и днем, и ночью. Меж тем лично я да и, наверное, все горожане не раз были свидетелями, как без всяких на то разрешений различных чиновных людей и комиссий (а, скорей всего, с молчаливого попустительства градоначальников) вырубались под кафе, магазины, игровые залы и прочие «доходные дома» вполне жизнеспособные деревья и целые скверы.

P. S. Когда я на машине выруливала от подъезда Жанны Семеновны, аккурат перед бампером авто с верхушки злополучной ивы брякнулась ветка толщиной с человеческую ногу. Видно, порыв ветра обломил очередную отмершую «конечность» дерева. Упади она на капот машины – и ремонт встал бы не в одну тысячу рублей. А если кому-нибудь на голову? Последствия могли быть самыми печальными. Неужели обязательно нужно ждать беды?

«Без просвета»
Газета «Ставропольская правда»
14 ноября 2008 года