00:00, 7 ноября 2008 года

Музей Колчака в Кисловодске отметил 10-летие

Тогда во всех советских источниках адмирала преподносили исключительно как одиозную личность, наемника Антанты. Но уже через несколько лет на открытие музея приехало очень много людей, которые были заинтересованы в восстановлении доброго имени адмирала Колчака в памяти народной. Однако даже тогда В. Имтосими и ее сподвижники мечтать не могли, что будет снят и выйдет в широкий прокат фильм «Адмиралъ» - восторженная ода Александру Колчаку. И пусть в нем есть огрехи, но сам факт – знаменательный.

Трехлетняя тяжелейшая экспедиция по Арктике, командование миноносцем, а затем наземной артиллерийской батареей в Порт-Артуре во время русско-японской войны, самый молодой в истории Российской империи командующий Черноморским флотом – все эти вехи жизни адмирала Колчака достойны романа. Но была и еще одна, самая пронзительная, мелодия в короткой симфонии жизни Александра Васильевича. Это любовь.

На торжественный вечер в театр-музей приехал морской офицер, лауреат множества литературных премий Николай Черкашин. Он только что издал книгу «Последняя любовь Колчака». Материал для нее писатель собирал и в Кисловодске, поскольку последней и самой сильной любовью адмирала Колчака была Анна Темирева, урожденная Сафонова. Да, да – дочь великого композитора и внучка почетного гражданина Кисловодска, чьи останки покоятся в ограде Свято-Никольского собора.

Однако свое повествование Николай Черкашин начал с рассказа о другой женщине – законной супруге адмирала Софье Федоровне. Это была тоже удивительная женщина, настоящая офицерская жена. Выпускница Смольного института, Софья Федоровна знала семь иностранных языков, в том числе тремя владела в совершенстве. Когда Софья Федоровна, будучи всего лишь невестой Колчака, узнала, что ее возлюбленный вернулся из экспедиции и тяжело больной находится в Якутске, она из Италии, с острова Капри, где тогда жила, помчалась к нему. Тысячи километров на поездах, лошадях и даже оленях, лишь бы быть рядом… Но прошли годы, и эту великую любовь Александра Колчака вытеснила еще более великая – к жене офицера-сослуживца Анне Темиревой.

О том, как Анна Васильевна вошла в жизнь Александра Васильевича и стала его последней любовью, рассказали артисты в сценах из пьесы «Двое на Голгофе», которую Николай Черкашин специально написал для театра-музея «Благодать». Название «Двое на Голгофе» как нельзя точно отражает тот путь, который пришлось пройти адмиралу Колчаку и его 23-летней возлюбленной в годы Гражданской войны. После Февральской революции 1917 года Севастопольский Совет отстранил Колчака от командования флотом. Тогда Временное правительство командировало адмирала в США для сообщения союзникам сведений по минному делу и борьбе с подводными лодками. Октябрьская революция застала Колчака в Японии. Там же прошли самые счастливые дни в жизни Александра Васильевича и Анны Васильевны. В токийском храме, куда заходили русский адмирал и его возлюбленная, по сей день есть уголок, посвященный этим удивительным людям.

Однако как человек военный Колчак должен был нести службу. Войска союзников сначала хотели использовать талантливого русского офицера в Персии, затем в Китае. Но после того как в Сибири возникло Русское освободительное движение, в Харбине собрался Совет послов, представлявший в те годы Российскую империю за границей, он решил, что нет более подходящей фигуры, чем адмирал Колчак, для того чтобы возглавить военное противостояние большевикам в Сибири.

Александр Васильевич понимал, что идет на Голгофу, не раз об этом говорил Анне Васильевне.

- Если бы Колчак был наемником Антанты, как это представляли в советских учебниках истории, то он прекрасно бы окончил свою жизнь где-нибудь на вилле под Лондоном, - считает Николай Черкашин. – Но он всеми силами препятствовал вывозу за границу русского золота и других материальных ценностей, требовал от союзников соблюдать правила чести, одну за другой посылал гневные ноты. И тогда генерал Жанен, командовавший иностранными войсками в Сибири, решил его сдать Советам в обмен на беспрепятственный проезд чехословацких легионов на родину.

В январе 1920 года Александра Васильевича арестовали. Вместе с ним добровольно под арест пошла и Анна Васильевна. По делу бывшего Верховного правителя России начали было следствие, но, не закончив, без суда Колчака расстреляли и тело сбросили в прорубь.

А вот путь на Голгофу Анны Темиревой был куда более долгим. Шесть раз ее арестовывали, в 1938 году расстреляли сына Владимира.

- 37 лет тюрем и лагерей за любовь. Другого преступления она не совершала. Думаю, Анна Васильевна вполне заслуживает памятника в Кисловодске, - высказал предложение Николай Черкашин.

Заместитель председателя правительства края Василий Балдицын, участвовавший в чествовании музея «Неизвестный Колчак», привел в пример американцев, которые бережно относятся к своей истории. Он выразил сожаление, что мы зачастую не храним наши реликвии. А потому вдвойне ценен труд В. Имтосими и сотрудников «Благодати».

Первый заместитель главы администрации Кисловодска Наталья Луценко стояла у истоков театра-музея «Благодать». Она поздравила всех собравшихся с 10-летием музея «Неизвестный Колчак» и пожелала коллективу и впредь искать связи между историей России и Кисловодска.

Референт губернатора края Виталий Михайленко назвал «Благодать» изюминкой Кисловодска и подарил коллективу великолепный концертный баян из своей личной коллекции. Прозвучало и много других поздравлений, телеграмм, в том числе от заместителя министра обороны РФ генерала армии Владимира Исакова.

* * *

Ссылки по теме:

Дом, осененный благодатью

Сгоревшая звезда адмирала Колчака

Анна + Александр

«Призрачно все в этом мире бушующем…»

«Двое на Голгофе»
Газета «Ставропольская правда»
7 ноября 2008 года