00:00, 7 ноября 2008 года

Анна Викторова - оперная солистка из Москвы в Ставрополе пела великолепно

И все изменилось, словно по мановению волшебной палочки, когда вечером Анна вышла на сцену. Она была великолепна, уж простите меня за столь сильный

термин. И дело, разумеется, не только в самой ауре: ждущий зал, оркестр, концертное платье... А дело было в том, что Анна запела. В пространство упал живой чудесный по глубине и силе голос!

Земляки-меломаны со мной согласятся: нечасто балуют провинцию своим вниманием артисты такого уровня. Анна Викторова - приглашенная солистка Большого театра России. То есть занятая пока в немногих постановках ведущего театра страны. Что дает ей возможность вести активную концертную деятельность. А еще она - аспирантка Московской консерватории, которую окончила всего два года назад. Успела несколько лет поработать в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Откуда ушла сознательно.

- Постоянно быть в штате театра, наверное, пока что это не для меня, - призналась Анна. - Намного лучше ощущаю себя в свободном творчестве, хотя как там будет дальше - посмотрим. Сейчас пою в Большом Полину в «Пиковой даме», с большим удовольствием работала с постановщиком Валерием Фокиным, а уж то, что дирижирует знаменитый Михаил Плетнев, тоже, как и я, - приглашенный, это и отличная школа, и праздник!

Жизнь молодой певицы - постоянные концерты в России и за рубежом. Например, в Ставрополь она приехала из Ирландии: в Дублине пела в опере «Самсон и Далила». Ее меццо-сопрано знают в Швейцарии, Италии, Германии, Австрии, Китае.

Удивительный факт: выросшая в музыкальной подмосковной семье, Анна до окончания школы никогда не только не пела, но и думать не хотела о такой профессии! Правда, родители (и мама, и папа пели в нескольких театральных хорах) попытались отдать ее в музыкальную школу, которую Аня благополучно бросила уже на второй год... Заставлять ее не стали.

- Хотя отец мне говорил: ты все равно будешь петь, а я - нет, не буду! Эту вашу скучную музыку... Но я, естественно, хорошо знала мир музыки, поскольку дома все разговоры были об этом.

Ну, видно, от судьбы не уйдешь: когда подошло время определяться во взрослой жизни, Анна все-таки повернулась лицом к «скучной музыке», занималась вокалом - в роли педагога выступала мама, и пошла поступать во все известные столичные музучилища. В училище при Московской консерватории закрыли глаза на то, что девушка не умела играть на фортепиано и почти не знала теорию (хотя это, в принципе, неслыханно для абитуриентов такого учебного заведения!), и приняли: голос-то у нее редкий и сильный. Экзаменаторы не ошиблись, и сегодня Анна Викторова входит в круг самой многообещающей молодежи мировой оперы.

За плечами у нее солидный перечень творческих состязаний и немало серьезных наград: первые премии на конкурсе Глинки, в Италии и на Украине, вторые премии - в Афинах на конкурсе Марии Каллас, на конкурсе Собинова в Саратове, Полада Бюль-Бюля оглы в Баку, Образцовой и Вишневской в Москве... Конкурсы полезны и как школа, и как возможность себя показать. А еще там заключаются новые перспективные контракты.

Певица постоянно расширяет свой репертуар. Есть у нее любимые арии и образы.

- Особенно нравится партия Любаши в «Царской невесте» Римского-Корсакова, - признается Анна. - Потрясающая музыка, а героиня - такая сильная, такая... русская, с такими глубокими переживаниями! Очень люблю Реквием Верди, потому что тоже замечательная музыка, хоть и совсем другая - строгая, красивая, страстная и драматичная. Большим удовольствием было спеть Далилу. Хоть она и далеко не положительный персонаж, получаешь истинное удовлетворение от игры и исполнения партии, столько всяких чувств - любовь, ненависть, предательство, коварство.

Лучше всего, уверена Анна, если характер героини тебе близок... Она вспоминает, как в театре Станиславского ей довелось быть Бабой Бабарихой в «Сказке о царе Салтане». Так случилось, что в тот момент в труппе некому было это петь. Вот и «призвали» юную начинающую Аню - ей было всего 23 года. Она просто не понимала, что с этой самой Бабарихой делать! Режиссер смеялся и сердился одновременно: ты, что, никогда в жизни не видела базарных баб? Аня, конечно, старалась, но вдохновение не приходило. С тех пор придерживается правила: не браться за «чужие» партии.

Поскольку Далилу Анна Викторова «осваивала» в Ирландии, не могла не спросить: как принимает оперное искусство зарубежная публика, отличается ли она от нашей? Нет, всюду успех и прием зала прежде всего зависят от общего качества спектакля. И исполнительского уровня, разумеется. Главный критерий - любовь к Музыке. Но вот в чем выигрывает Европа: там не ощущается такого засилья поп-культуры, как у нас.

- Приезжая в Россию, первое время просто шарахаюсь: из каждого кафе, ресторана, каждой машины несется этот кошмар… Ну почему нельзя поесть просто в тишине? А вечером пойти на концерт и послушать живую музыку. Нет, у нас так: едва проснулся - сразу включил радио, потом поехал на работу - в машине тоже «долбит», потом посидел в ресторане, где разговаривать невозможно от грохота, пошел в магазин – там то же самое... Понятно, что к вечеру уже, конечно, не хочется слушать еще и симфонический концерт…

В последние годы стало едва ли не нормой, что наиболее талантливые молодые солисты уезжают работать за рубеж, где находят и достойный прием, и благодарного слушателя. Наверное, и Анне хотелось бы тоже работать где-нибудь в Европе, где спокойнее, комфортнее, выгоднее, наконец? Ну, а мы-то тут с кем останемся? Рассудительный ответ Анны несколько успокоил (но не совсем!):

- Многие через некоторое время возвращаются в Россию. Одно дело поехать на месяц-два, другое – на годы, когда могут появиться проблемы, которых ранее просто не замечал или не знал. И думаешь: а в России вот с этим было, пожалуй, легче и проще. Наверно, для человека лучше жить там, где он вырос...

Невольно вспомнилась старинная песня, в которой есть такие слова: всю-то я вселенную проехал... и в Россию воротился… А в России - ждут не только столичные, но и провинциальные залы. Не обременительны разве такие поездки? Лететь в «какой-то» Ставрополь или Омск? Не лучше ли еще раз в Ирландию?

- Для меня здесь нет разницы, это моя работа. Сцены везде одинаковы, хоть в Париже, хоть в Ставрополе или Челябинске...

Она действительно «не зациклена» на комфорте. Главное, смеется Аня, было б где поспать-поесть, сумку дорожную оставить. Такая у артистов доля. При этом Анна указала мне на приехавшего специально в Ставрополь Семена Когана: дирижер мирового уровня, и отнюдь не молод, а ведь сколько ездит по городам и весям.

- Я просто в восторге от случившейся возможности поработать здесь, в Ставрополе, и с Семеном Аркадьевичем, и с очень хорошим симфоническим оркестром филармонии. Надеюсь, довольны и зрители...

- Где только я не пела - в Омске, Новосибирске, Челябинске, Липецке, Смоленске, Риге, Вильнюсе, - кажется, Анна сама удивляется широте гастрольной географии. - И знаете, зачастую видишь, что в провинции есть высочайший профессионализм. А какие в глубинке педагоги - у них целые классы голосов один лучше другого!

В ближайших творческих планах Анны - концерты в Московской консерватории, в Астрахани. Далее ее путь - в Испанию, на конкурс Монсеррат Кабалье. Потом выступления в спектакле Большого театра, гастроли в Голландии... В поездках по миру каждый свободный час старается использовать - до или после репетиций и выступлений, - чтобы побывать в знаменитых музеях.

- Еще в Москве покупаю путеводители по тем городам, куда еду, и все самые-самые музеи потом оббегаю! Всегда здорово увидеть и что-то новое, и, наоборот, очень известное. В одном городе есть такая картина Пикассо, а в другом - другая... В Дублине посетила места, связанные с Оскаром Уайльдом.

Нынче весной Михаил Плетнев пригласил Викторову спеть в «Майской ночи» в дуэте с Николаем Басковым, который, как известно, чаще мелькает на эстраде. Насколько реально совмещать эстраду и оперу? Нормально ли это? Анна ответила с присущей ей вежливой прямотой:

- По-своему жаль, так как у Баскова действительно хороший голос, и он мог бы быть хорошим оперным певцом. Правда, «Майская ночь» - несколько лубочная музыка, с простыми мелодиями, не сильно отличающимися от обычного репертуара Баскова. Голос у него поставлен хорошо, но эстрада выматывает. Приходя на репетицию, говорит: после вечернего корпоратива не спеть в полную силу... Жалко. Но, если человек хочет зарабатывать много денег, это его право... Мне не нравятся те песни, что звучат на эстраде, я бы никогда не смогла их петь, мне это просто неприятно. Если другие это поют, значит, им это не противно...

*****

На Ставропольской сцене московская гостья, повторюсь, была великолепна. Восхищение ее вокалом и волшебными звуками музыки останется незабываемым для всех, кто был тем вечером в зале филармонии. Жаль только, что было немало свободных мест. Впрочем, это уже совсем о другом...

«Великолепная Анна»
Газета «Ставропольская правда»
7 ноября 2008 года