00:00, 28 октября 2008 года

Реформирование высшей школы. Интервью с В. Балдицыным

- Василий Вячеславович, о реформе высшего образования в последний год много говорится, но, во что она выльется, понять трудно. То обещали в каждом округе создать один федеральный университет и все имеющиеся там государственные вузы собрать под его крышей - не подтвердилось. То грозили чуть ли не в ПТУ разжаловать провинциальные университеты... Наша газета сообщала о встрече губернатора края Валерия Гаевского с министром образования и науки России Андреем Фурсенко и о том, что обсуждались пути реформирования высшей школы. Вы в этой встрече также принимали участие и обладаете проверенной информацией. Поделитесь эксклюзивом!..

- Действительно, я при этом был. Но, кроме того, в рамках губернаторской программы реформы высшей школы встречался с руководителем Федерального агентства по образованию Николаем Булаевым и ректором Московского государственного университета им. Ломоносова Виктором Садовничим. Однако скажу сразу, что как сей процесс будет происходить в деталях, сегодня не знают даже они, многие идеи пока не оформлены. Многое предстоит еще думать и передумывать.

Однозначно ясно, что уровень высшего образования в стране за последние 10-15 лет резко упал. В 90-е годы появилась возможность создавать новые учебные заведения и менять статус прежних, в результате чего открылась бездна, простите, тайн полна, вузов, а бывшие советские институты почти все стали университетами и уж не менее чем академиями. Сейчас в России насчитывается более трех тысяч высших(!) учебных заведений. Многие из них, «свежерожденных», гонят на поток выпускников, чей образовательный уровень вообще никакой критики не выдерживает. Это именно о таких учебных заведениях руководство российского образования говорит, что после грамотной и беспристрастной аккредитации они могут превратиться в ПТУ.

Те же государственные вузы, что в одночасье из институтов стали университетами, нынешнему своему статусу соответствуют далеко не всегда. Например, по критериям Рособрнадзора, университет должен обучать студентов не менее чем по семи укрупненным группам специальностей. А лучше - больше! Ректор МГУ В. Садовничий, к примеру, открыл медицинский факультет, на агрокомплекс работают биофак и факультет почвоведения. Если вуз претендует на звание университета, то фундаментальные научные исследования должны вестись как минимум по пяти отраслям, среднегодовой объем финансирования этих исследований за пять лет должен составлять не менее десяти миллионов рублей. Есть и другие требования. Так, на каждые сто студентов нужно иметь четырех аспирантов; не меньше 25 процентов аспирантов должны «защищаться» в течение года после завершения аспирантуры - и т. д. Большую роль играет использование в образовательном процессе инновационных методов. Так что былые вольности нынче заканчиваются.

Отдельный вопрос - филиалы. Это мое личное мнение, но я вообще не понимаю, что такое, например, филиал Сорбонны. Извините, либо Сорбонна, либо филиал. А ведь дошло до того, что в райцентрах филиалы университетов понаоткрывали.

- Да они и в обычных селах есть...

- Давайте говорить серьезно. Высшее образование - не просто сумма знаний. Это еще и годы, проведенные в особой атмосфере альма-матер. Когда вспоминают Царскосельский лицей, давший русской поэзии и культуре Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера, говорят, что лицеистов сформировали не только лекции блестящих профессоров, но и атмосфера общения с ними и друг с другом. Обсуждение прочитанного, разговоры о том, что более всего волновало лицеистов. Дух «общаги», как сказал бы я, вспоминая учебу на физическом факультете МГУ, где получил первое высшее образование.

Безусловно, все это несовместно с преподавателями, которые бегают по городу из аудитории в аудиторию...

Есть и еще одна серьезная проблема. Мы как-то должны вписаться в мировое образовательное пространство. Заявили о своем участии в Болонском процессе, говорим о двухуровневом высшем образовании.

У нас была своя схема подготовки кадров: мы выпускали специалистов. С дипломом мехмата или физфака МГУ и сейчас можно легко устроиться на работу в крупный западный научно-исследовательский центр - никаких дополнительных рекомендаций не требуется. А вот с дипломами многих других наших университетов – и дома не всегда возьмут... Стоит признать, что советскую систему высшего образования мы потеряли безвозвратно, и нужно выстраивать новую.

- Читателей «Ставропольской правды», как, наверное, и всех жителей нашего края интересует, что принесет реформа высшей школе Ставрополья...

- Согласно предполагаемой градации вузы разделят на несколько категорий. Одна из них - федеральные университеты: скорее всего, их будет не семь – по числу округов, как говорили вначале, а пять. Один создан в ЮФО, в Ростове, и представляет симбиоз разноплановых вузов. С помощью весьма значительных денежных вливаний он должен превратиться в мощный учебно-научный центр, производящий современные инновационные технологии и специалистов. Будем надеяться, что все получится.

«Национальным достоянием» объявлены пока Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты. Есть категория инновационных вузов, их тоже будут единицы. И не стоит обольщаться, в один из этих разрядов ставропольские вузы вряд ли попадут. Хотя надеяться стоит.

Следующая группа - национальные университеты и институты, которые также получат федеральное финансирование. Вот туда мы собираемся попасть. Вначале разработчики реформы объявили, что таких вузов на всю Россию будет в общей сложности 150. Потом стали склоняться к цифре 200, поскольку ответная реакция на местах оказалась достаточно бурной.

- В редакцию звонят родители студентов и говорят: наш ребенок учится в государственном университете на бюджетной основе. Диплом какого вуза он получит, не станет ли вуз частным и не придется ли нам в скором времени платить за учебу?

- Сегодняшние уверения руководства образования страны: все студенты, обучающиеся в государственных вузах, будут без дополнительной оплаты в случае успешного окончания выпущены с дипломами государственных же высших учебных заведений. А вот название вуза может измениться. Например, ваше чадо поступило в университет, а заканчивать будет институт. Если не повезет не чаду, но вузу.

Все учреждения высшего образования пройдут новую и достаточно серьезную аккредитацию в Рособрнадзоре. Если окажется, что своему статусу учебное заведение не соответствует, то он может быть понижен. Что уже произошло на днях с двумя госуниверситетами – Барнаульским педагогическим и Санкт-Петербургским архитектурно-строительным. Рособрнадзор не подтвердил их статуса. Питерский вуз, возможно, станет академией, барнаульский – институтом. На мой взгляд, большой трагедии в этом нет. Вспомните об авторитете «Бауманки» (ныне университета), когда-то «простого» высшего технического училища...

Госаккредитация будет достаточно жесткой. Не станем лукавить, в вузах ведь привыкли к лояльному отношению. Комиссия «из центра» сверяла представленные высшим учебным заведением данные с нормативами, а в свободное время осматривала местные достопримечательности, хорошо пила и ела… Как правило, давала положительный отзыв.

Ныне Рособрнадзор ужесточает требования к лицензированию и аккредитации учреждений высшего образования, о чем недавно заявила его глава Любовь Глебова.

У нас в крае сейчас 11 государственных вузов. Два из них готовят военных, два – в краевом подчинении. Губернатор и правительство края выступают за то, чтобы на Ставрополье функционировали не менее четырех государственных высших учебных заведений, финансируемых из федерального бюджета. Это вариант оптимальный. Наш край специфический, и нам никто не простит, если наши светлые головы из-за отсутствия престижных вузов утекут куда-нибудь в Ростов, Москву, Петербург... А те, извините, учебные заведения, которые сегодня клепают, как правило, небесплатно, дипломы безграмотным «специалистам», пусть действительно побьются за статус ПТУ...

«Большая перемена»
Газета «Ставропольская правда»
28 октября 2008 года