00:00, 25 октября 2008 года

Пятигорск. Феерия ночного города

Но после того как стараниями администрации Пятигорска курортная зона не только осветилась, но и украсилась «подсвеченными» объектами, стало очень интересно посмотреть, как все это выглядит. И самое главное – «свет дают» только в честь праздника типа Дня города или регулярно? Поэтому для своей вечерней экскурсии я выбрала самый обычный субботний вечер и попыталась взглянуть на родной город глазами человека, приехавшего на отдых и решившего на закате прогуляться по достопримечательностям Пятигорска…

Начать свою экскурсию я решила от знаменитого Провала, по бульвару Гагарина дойти до Эоловой арфы, а потом спуститься в парк «Цветник».

К Провалу я подъехала, когда последние лучи солнца еще золотили небо. Вылезла из маршрутки, осмотрелась. Красота! Мини-площадь перед Провалом уложена розовато-желтоватой плиткой, стилизованной под булыжники, и легкий ветерок живописно разбрасывает по ней желтые осенние листья... У входа в Провал в компании «старожилов» - бронзовых львов – расположился «новосел» - бронзовый, но от этого не менее вальяжный Остап Бендер. Придерживая приснопамятный стул, он приветствует входящих в туннель Провала. В поднятой руке вполне натуральная «десятка». Похоже, совать деньги бронзовому Остапу «на ремонт Провала» стало доброй традицией вроде кидания монеток в фонтан. Людей в этот закатный час на удивление много, в том числе и семейных пар с детьми. Детвора то и дело громоздится на бронзовый стул и тягает «великого комбинатора» за нос. Стайка курортников с блаженными улыбками на лицах любуются горным пейзажем с новенькой смотровой площадки, потягивая из фигурных кружечек «живую» минералку – благо бювет всего в нескольких метрах.

Вдруг всю эту идиллию нарушает кавалькада машин, которая, бибикая и дымя бензиновыми парами, подкатывает к Провалу. Из авто в буквальном смысле вываливается свадьба. Люди явно из-за стола, зачем они вдруг решили «отметиться» у Провала – непонятно, обычно сюда приезжают сразу после ЗАГСа. Тем не менее развеселая компания во главе с раскрасневшейся невестой и уже довольно нетвердо стоящим на ногах женихом решительным шагом двигается к Остапу. Жених, стараясь не промазать, садится на бронзовый стул, к нему на колени падает невеста, и оба счастливо жмурятся под вспышками фото- и прочей снимающей техники. Гости дружно суют деньги Бендеру, и пачка купюр растет как на дрожжах, все больше напоминая пальму в цвету - настоящий Остап был бы в восторге! Наблюдающая за всем этим публика начинает с интересом обсуждать: куда эти деньги потом денутся? Вопрос повисает в воздухе. А в это время, решительно согнав молодоженов, на стул усаживается внушительная дама, и вся живописная композиция тут же до невозможности становится похожа на сцену из бессмертного романа Ильфа и Петрова – когда Остап пришел свататься к мадам Грицацуевой…

Сумерки. Иду по бульвару Гагарина к Эоловой арфе. Вместо изрытого дырами, словно сыр, асфальта - желто-розовая плитка. Свет льется из фонарей, разноцветными огоньками прыгает по вычурным фасадам зданий времен братьев Бернардацци, превращая их в сказочные замки. Кое-где еще видны остатки строительного мусора, но уже начали разбивать альпинарии с живописными камушками и террасками - скоро здесь будет очень красиво. Немного жаль старых деревьев, которые вырубили, зато на бульваре стало светлее и просторнее. И саженцы новых деревьев уже торопятся укорениться до зимы.

Вот и подъем к Эоловой арфе. Это очаровательная беседка на живописном скалистом уступе Машука, наверное, едва ли не самая узнаваемая достопримечательность Пятигорска, его своеобразная эмблема. Когда-то в ней был установлен уникальный струнный инструмент, который пел под пальцами ветра, но арфа не пережила испытания временем и замолчала. В середине семидесятых беседка вновь обрела голос, но арфа была уже электронной. Потом ее демонтировали, и теперь беседка «молчит».

До недавнего времени подходы к Эоловой арфе стабильно «украшали» перевернутые бачки из-под мусора вкупе с содержимым этих самых бачков. Сейчас здесь чистота и порядок. Добавляют золота осенней листве многочисленные фонари, ступеньки и дорожки на довольно крутом подъеме к беседке отреставрированы и избавились от перекосов и колдобин, на которых раньше немудрено было и ноги сломать. Сама Эолова арфа, светящаяся на фоне ночного Пятигорска переходами голубого, малинового и сиреневого, напоминает картинку из красивого сна. Если бы она еще и пела, эффект был бы вообще потрясающий! Но и «немая» беседка очень популярна, несмотря на то, что стрелки на часах двигаются к одиннадцати вечера, здесь полно народа.

Спускаюсь в парк «Цветник». Ощущение, что идешь днем, хотя уже довольно поздно - везде свет, гуляют люди, зазывают отведать горячей кукурузы и прочей нехитрой домашней снеди вездесущие бабки с тележками. Неподалеку от входа в «Цветник» небольшая толпа с фотоаппаратами. Здесь стоит многострадальный Ипполит Матвеевич Воробьянинов, которого недавно, несмотря на его бронзовый статус и немалый вес, буквально выворотили с корнем из постамента. После того как памятник вернули на место, высокий, худой лысый старик в длинном пальто, с саквояжем, зонтиком и шляпой пользуется бешеной популярностью. В бронзовую шляпу то и дело летят монетки и купюры, которые в паузах между наплывом посетителей экспроприируют юркие мальчишки. Девушки фотографируются с Кисой в томных позах, при этом почему-то обязательно хлопая памятник по бронзовой лысине - кажется, он даже покачивается… Глядя на «отца русской демократии», я поняла, почему он стал жертвой вандалов – уж очень талантливо сделал свою работу скульптор Равиль Юсупов. Его Киса – одинокий печальный старик, просящий подаяние, но при этом сохранивший осанку аристократа и достоинство русского интеллигента. Такой тип людей всегда вызывает у определенных индивидуумов желание уничтожить и растоптать. Даже бронзу…

К памятнику на месте дуэли М. Ю. Лермонтова я попала почти в полночь. Это, пожалуй, самая отдаленная он центра города достопримечательность, расположенная в достаточно глухом месте у подножия Машука, практически на выезде из города. От ближайших жилых домов до памятника – около пятнадцати минут ходьбы. И раньше в поздний час здесь в потемках можно было встретить разве что несколько нетрезвых посетителей расположенного неподалеку ресторана типа «дальжен». Однако и тут все изменилось радикальным образом. Рядом с памятником - уютный сквер, обильно оснащенный фонарями, посередине - клумба с цветами и подсветкой, удобные скамейки, на которых сидят влюбленные парочки и… мамаши с колясками, видимо, решившие, что в такой теплый вечер можно с малышами и подольше погулять.

У памятника на месте гибели великого поэта темные силуэты людей - семья пришла положить цветы. Строгие грани обелиска светящимся кинжалом вспарывают ночь, создавая зримый образ победы над смертью - подсветка добавила памятнику не только пронзительности, но и философской глубины.

На самом деле феерия света в ночном Пятигорске вышеперечисленным далеко не ограничивается. Всю ночь сияет огнями центральная улица города – проспект им. Кирова, где линзы разноцветных прожекторов расположены прямо на земле и подсвечивают разноцветными столбами света стволы каштанов. Специальная архитектурная подсветка есть на самых красивых зданиях проспекта. Настоящим светочем веры выглядит сияющий в ночи Лазаревский храм. И, конечно, венчает все ажурная красота светящейся телевышки на вершине Машука.

...Я ехала домой и вспоминала прочитанное где-то утверждение, что истинное лицо города можно увидеть только ночью. И могу сказать, что сегодня лицо ночного Пятигорска красивое и улыбчивое - добрыми улыбками людей, которые с огромным удовольствием любуются ночной феерией курортного города. И не боятся заблудиться в темноте…