00:00, 18 октября 2008 года

Земельные парадоксы

Действительно, причин для беспокойства немало. И среди них, отметил депутат А. Алферов, не только катастрофическое снижение уровня плодородия почвы, беспокоит вообще нерациональность использования земель муниципалитетами: нередки случаи, когда на пашнях вдруг вырастают автоза-правки или магазины. Не секрет также, что эта сфера серьезно криминализирована вследствие незнания людьми земельного законодательства.

Как показали проверки краевого управления Роснедвижимости, нынешний бич земельных отношений – это самозахват земель и их использование без соответствующих правоустанавливающих документов. Влиять же на ситуацию крайне сложно. Инструмент воздействия у инспекторов один – штрафы, которые редко пугают нарушителей. За тот же самозахват в некоторых случаях предусмотрена даже уголовная ответственность, однако, как констатировала начальник отдела управления Роснедвижимости по СК Т. Ярось, компетентные органы часто отказывают в возбуждении уголовных дел.

К слову, если процесс межевания земель сельхозназначения ни шатко ни валко, но все же идет на Ставрополье (и, как прозвучало на заседании, скорее всего положительно решится вопрос и об отмене трехсотгектарной планки), то вот об особо охраняемых зонах этого отнюдь не скажешь. Действительно, подтвердил министр природных ресурсов и охраны окружающей среды А. Батурин, те же заказники и заповедники сохранить очень сложно – земли под ними не оформлены, и пока такую нагрузку бюджет не потянет. Собственно, та же ситуация с зонами горно-санитарной охраны на Кавказских Минеральных Водах, которые начали интенсивно застраиваться.

К сожалению, не лучше дела обстоят и в вопросе содержания городских лесов. Таковых в крае 21 тысяча гектаров, и в общей сложности муниципалитеты на них ежегодно тратят минимум – 3,5-4 млн. рублей. Этого, подчеркнул А. Батурин, крайне недостаточно. Спасти леса можно только возвращением их на баланс края или даже Гослесфонда. Да мешает правовая коллизия: Лесной кодекс РФ вообще не предполагает переоформления лесов из муниципальной собственности в какую-либо иную.

В более радужных тонах говорили о решении проблемы утилизации отходов. Уже разработана специальная программа: очистка края будет стоить 9 млрд. рублей, 4,5 млрд. из них – деньги инвесторов. В частности, предполагается создать зональные центры по сбору мусора и построить как минимум два технопарка, где будет осуществляться его переработка.

По итогам совещания решено составить ряд обращений в федеральные органы власти. А на краевом уровне – начать работу по формированию пакета законопроектов, которые смогут облегчить регулирование земельных отношений.