00:00, 15 октября 2008 года

Как продавцы «впаривают» товар покупателю

Сразу определимся с одной важной аксиомой этого бизнеса: поскольку рынок давно уже поделен между крупными мировыми производителями техники, то в принципе во всех сетях, специализирующихся на ее продаже, ассортимент практически одинаковый. Поэтому, чтобы поддерживать уровень продаж, нужно создать у потребителя иллюзию «последнего шанса» или уникального предложения. Именно с этой целью проводятся так называемые распродажи, мнимые ликвидации товара и другие акции, о которых громко и широко сообщается в СМИ. Однако за редким исключением, утверждают специалисты, реальной выгоды для покупателя при этом не предусмотрено.

Самой распространенной, безусловно, является практика, когда перед началом «распродажи» цены намеренно завышаются, затем перечеркиваются, и в сухом остатке получается реальная стоимость товара. Или другой популярный способ сделать покупателю «приятно»: выдача бонусных купонов. При покупке вам вручается купон на сумму, к примеру, до 30 процентов от стоимости приобретенного товара. Тем самым на следующую покупку обеспечивается скидка в размере стоимости бонуса. Выгодно ли это покупателю? На первый взгляд — да. Однако это тот самый сыр, который бывает в мышеловке. Во-первых, бонусные карты действуют, как правило, не на все товары, а только на те, которые продаются в этом магазине по завышенной цене. Во-вторых, бонусы имеют срок годности, и покупатели стремятся побыстрее их потратить. Этим часто пользуются недобросовестные магазины, выставляя на продажу некачественные товары. Когда же недовольный покупатель возвращается с бракованной вещью, чтобы обменять ее на качественную, ему приходится доплачивать те самые «бонусные» 30 процентов.

Еще одна популярная уловка — подарки как дополнение к покупке. Правда, получить их удается далеко не всегда, потому что на кассе обычно выясняется, что все подарки только что «закончились». Но даже если вам повезло и вы стали счастливым обладателем такого «довеска», обратите внимание: скорее всего, на нем будет красоваться надпись «Подарок. Возврату и обмену не подлежит». Юридически вроде бы все правильно, ведь договор купли-продажи на него не составлялся. Но если товар оказался ненадлежащего качества, у потребителя есть другой путь — предъявить претензию изготовителю. Однако и этого сделать невозможно, так как на подарок не выдается гарантийный талон. Получается замкнутый круг.

Сети, торгующие бытовой техникой, не скупятся на рекламу и обещания. К примеру, мы постоянно наблюдаем на телеэкранах рекламу о, скажем, 20-процентных скидках «НА ВСЕ ТОВАРЫ» в определенной сети. При этом мало кто успевает прочесть мелькнувшую при этом надпись мелким шрифтом: «На все, кроме холодильников, стиральных машин и мобильных телефонов». И только придя в магазин, вы обнаруживаете, что скидки действуют лишь на «ОТДЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ ТОВАРОВ». К примеру, на один вид фотоаппаратов из двадцати, представленных в продаже.

Как же поступить, чтобы не быть облапошенным при покупке техники в рамках очередной акции? Во-первых, советуют специалисты, придется отказаться от иллюзий о том, что магазин будет работать себе в убыток. Во-вторых, приобретая технику в сетевых магазинах, ищите в «Уголке покупателя» информацию о продавце как юридическом лице. В случае чего именно в его адрес вам придется направлять претензию. Если эта информация утаивается, можно смело расценивать это как попытку фирмы спрятаться от недовольных покупателей.

«Сыр бесплатным не бывает»
Газета «Ставропольская правда»
15 октября 2008 года