00:00, 2 октября 2008 года

Курортный потенциал Кисловодска используется не полностью

Далеко не всем по душе слишком цивильный, размеренный моцион. Да и надоедает изо дня в день по одним и тем же тропам слоняться. Хочется пройти по новым местам, испытать острые ощущения. Но, увы, индустрия отдыха на Кавминводах в основном ориентирована на пожилых, больных или ленивых. Энергичным, крепким, деятельным курортникам в Кисловодске особо негде разгуляться. И это при том что потенциал для развития активного отдыха в городе - курорте колоссальный.

Они, что называется, нашли друг друга: известнейший в Кисловодске турист, горнолыжник, мастер спортивного ориентирования Владимир Орлов и атаман казачьего хутора имени генерала Ермолова Евгений Мезенцев. Нашли, потому что оба влюблены в одно из живописнейших мест не только в Кисловодске, но и, наверное, на всем Северном Кавказе – Березовую Балку.

Потомственные казаки Мезенцевы переехали на «Бермамыт» (так коренные кисловодчане называют верхнюю часть улицы Катыхина, что тянется вдоль Березовой Балки), когда Евгению было четыре года. Все его детство прошло здесь, на берегу реки Березовой.

По узенькой извилистой тропке я вслед за Евгением спускаюсь в ущелье. Отвесные обрывы песчаника, заросли лещины на северном склоне, а на южном даже осенью буйное разнотравье. На дне ущелья, образуя живописные водовороты, струится быстрая речка с прозрачной водой. Когда–то по ее берегам росли обширные березовые рощи. Вот и назвали речку Березовой. То справа, то слева по ее берегам – чудесные поляны.

- Выше по течению был основной пруд, - вспоминает Евгений Мезенцев. – Там любили отдыхать местные жители. И взрослые, и мы, дети, следили, чтобы никто мусор не бросил. И приезжим объясняли, что нельзя загаживать такое красивое место. Мои дети здесь выросли. А вот внуков я сюда уже опасаюсь отпускать: везде шприцы валяются, пустые бутылки из-под ацетона. В выходные в ущелье набивается до двухсот машин. И далеко не все, кто приехал на пикник, убирают за собой мусор. Сердце обливается кровью.

Вот уже два года хуторской атаман пробивает идею создания в Березовой Балке и ее окрестностях туристских маршрутов, которые по протяженности и красоте пейзажей не уступят знаменитым терренкурам Курортного парка. Хотя Мезенцев и сам хорошо знает эти места, но пальму первенства охотно отдает Владимиру Орлову. Тот много лет назад своими ногами прошел каждую тропинку, нанес на карту каждый водопад, каждый прудик, каждый ручеек и ключ в лесу. Он даже дипломную работу защитил по туристскому маршруту в окрестностях Березовой Балки.

Владимир Орлов считает это место исключительно благоприятным для развития туризма не только по природным факторам. От конечной остановки маршруток и автобусов нескольких городских маршрутов до начала планируемой туристской тропы – четверть часа пешком. К тому же…

- Здесь есть электроэнергия, есть питьевая вода - рядом проходит труба Эшкаконского водовода. Это очень важно. Не доезжая пчеловодческой базы Предгорного района – полузаброшенный поселок. В годы перестройки нефтяники построили около двух десятков коттеджей. И заморозили стройку. Достаточно восстановить здания – и вот вам готовое жилье для туристов. Рядом – великолепные склоны для горно-лыжного спорта. Поставь подъемники, обустрой подъездные пути, площадки – и вот тебе турбаза.

Много лет Орлов пытался убедить всех, кого только можно, что такое замечательное место для отдыха грех не использовать. Увы, бился-бился, но все словно головой об стену. Поэтому, когда два года назад атаман местного хуторского казачьего общества Евгений Мезенцев энергично взялся «пробивать» идею казачьего экологического контроля в Березовой Балке и организации пешеходно-конных туристских маршрутов под эгидой казаков, Орлов с удовольствием «подписался», поделился своими наработками.

Казачьи посты в Березовой Балке стояли чуть ли не с основания Кисловодска, поскольку по этому ущелью шел поток контрабанды из Турции транзитом через Кабардино-Балкарию. Так что Березовая Балка для казаков родная. И охрана природы, экологический контроль – одна из уставных обязанностей современного казачества.

То, что такой контроль жизненно необходим, доказывать не надо: достаточно заглянуть в любой лесной массив, прилегающий к городу: чуть ли не под каждым деревом пустые бутылки, коробки, а то и горы строительного мусора. Ни лесхозы, ни муниципальные экологические комиссии ничего с этим поделать не могут, да и не очень-то стремятся лезть на рожон. А вот полсотни строевых казаков атамана Мезенцева вполне могли бы привести в чувство нерях и вандалов. Но для этого им нужен официальный статус, а на все их обращения и предложения из администрации города-курорта нет никакого ответа.

И обслуживать туристские маршруты в Березовой Балке и ее окрестностях казакам вполне с руки. И охрану обеспечат, и на лошадях провезут, и чаем из местных трав напоят туристов. Одновременно следили бы за чистотой и порядком. Но и здесь местные власти предпочитают на предложения казаков не реагировать…

Березовая Балка – это только одно из нескольких великолепных мест для развития туризма в окрестностях Кисловодска. Евгений Мезенцев убежден, что давно пора взяться за обустройство Аликоновского ущелья выше ресторана «Замок коварства и любви», склонов Боргустанского хребта, прилегающих к Кольцо-горе. А у Владимира Орлова есть четкий план, как проложить великолепные горно-лыжные трассы на склонах горы Большое Седло и Кабардинского седла, как организовать там горно-лыжные курорты.

Все эти проекты в перспективе сулят прибыли, все они как нельзя лучше укладываются в русло заявлений, сделанных на самом высоком уровне: превратить Северный Кавказ в туристский центр мирового класса. Но, увы: пока за громкими заявлениями не последовали инвестиции, а у местных властей нет ни малейшего желания вешать себе на шею дополнительные хлопоты.

«Жажда у ручья,»
Газета «Ставропольская правда»
2 октября 2008 года