00:00, 1 октября 2008 года

Пенсионер и инфляция

Очень правильные и хорошие слова, особенно актуальные для текущего года, характеризующегося очень резким скачком цен буквально по всем позициям жизнеобеспечения населения. Однако указания В. Путина на сегодняшний день не обеспечены механизмом реализации. И если не будут выработаны новые подходы, они просто повиснут в воздухе.

О каких новых подходах идет речь? Надо учитывать, что уровень инфляции - единый по стране - не может служить отправной точкой для повышения благосостояния малоимущих слоев населения. Для них специально необходимо определять еще один уровень инфляции, который будет значительно выше, но именно за него и должны «цепляться» и уровень пенсий, и другие социальные показатели. Если в целом уровень инфляции определяется примерно по 400 позициям, то для малоимущих граждан сводится не более чем к 100, из которых львиная доля приходится на три основные статьи расходов: питание, коммунальные услуги и лекарственное обеспечение. А цены на них растут опережающими темпами.

Проблема новая в нашей экономике и, безусловно, не простая. С понятием инфляции россияне столкнулись только в последние два десятилетия с переходом к рыночной экономике. И до сегодняшнего дня продолжает фигурировать только одна цифра, характеризующая общий уровень инфляции. Так, в 2007-м этот показатель, по официальным данным, составил 11,9%.

Впервые озвучил проблему В. Путин, который на заседании правительства РФ в июне назвал соответственно две цифры: инфляция в целом по стране - 11,9%, а по малоимущим – 14,5%. Отправной точкой, по его мнению, повышения благосостояния малоимущих слоев населения должен служить именно второй показатель.

Еженедельник «Аргументы и факты» в августе представил информацию Центра стратегических исследований, согласно которой за 2008 г. ожидается инфляция на уровне 14,8%, а по малоимущим – 25% (!). А вот цифры, опубликованные в «Ставропольской правде»: «С начала года инфляция в крае составила 10,2%. При этом продовольствие подорожало на 13,6%, тарифы на платные услуги на 13,9%, а непродовольственные товары (которые пенсионеры практически не покупают) на 4,5%». Это за 7 месяцев!

Итак, как выглядят на фоне этих цифр наши пенсии? В этом году с учетом последнего августовского повышения их рост составил 23,4%. Очень неплохая цифра, если сравнивать с ожидаемым общим ростом инфляции в 14-15%. Но если ориентироваться на ожидаемый ее рост для бедных, равный 25%, то выходит, пенсионеры ну никак не разбогатеют, и «их» инфляция уверенно обгоняет «их» пенсии, а не наоборот. Нечто подобное наблюдалось и в предыдущие годы. Просто этому не находилось названия и экономического объяснения.

Как же исполнить пожелание премьер-министра о недопустимости ухудшения материального положения пенсионеров? Мне представляется, что до конца года постановлением правительства РФ необходимо обязать органы госстатистики производить исчисление инфляции по стране как общую, так и по малоимущим слоям населения, дабы использовать затем эти показатели для перерасчета (индексации) пенсий за 2008 г. Дело в том, что приведенные выше цифры инфляции для бедных приблизительны, поскольку определялись экономистами ориентировочно. А госстатистика по старинке подбивает только один общий показатель.

Было бы правильно, на мой взгляд, и Госдуме РФ внести-таки в ст. 17 закона «О трудовых пенсиях в РФ» поправку, оговаривающую применение для расчета размеров индексирования не общего, а реального показателя инфляции. Заслуживает специального внимания и вопрос о дифференцировании систем расчета пенсий по регионам. Например, в 2007 г. при средней по стране 11,9% инфляция в нашем крае составила 12,5%.

К описанной выше проблеме примыкает еще одна - монетизация льгот. С 1 января 2009 года, как известно, льготы ветеранам труда будут заменены на ежемесячные денежные выплаты, так называемые ЕДВ, в размере 1200 руб. В соответствии с разъяснениями краевых органов соцобеспечения последующая индексация вышеуказанной суммы будет производиться в соответствии с уровнем инфляции. Льготы ветераны труда, как известно, получают по 10 позициям: пять видов коммунальных услуг, телефон и радио, городской и междугородный транспорт, зубопротезирование. Вот и надо вести индексацию исходя из роста тарифов по этим статьям расхода, которые в прошлом году увеличились на 20% при инфляции 11,9%. Поэтому при принятии краевого закона по замене льгот на ЕДВ необходимо обязательно разработать положение о порядке индексации с учетом «поправки», причем первый ее этап провести уже исходя из декабрьского повышения тарифов на коммунальные и другие услуги.

Дума и правительство края могли бы выступить с законодательной инициативой о пересмотре методологии исчисления уровня инфляции в стране, а соответственно и порядка индексации пенсий. Что касается ЕДВ ветеранам труда, то этот вопрос находится всецело в компетенции краевой власти.

Г. МАХЛИНОВСКИЙ