00:00, 26 сентября 2008 года

Учительская династия Останьковичей

А в Ставропольском государственном университете хорошо известен его племянник - преподаватель кафедры лингвистики Анатолий Вячеславович Останкович (тут не опечатка - у некоторых исконно Останьковичей мягкий знак «выпал» при разных обстоятельствах).

Читатели «Ставропольской правды», прежде всего кавминводцы, наверняка назовут в этом родственном ряду и Евгению Валентиновну Останкович, директора начальной школы № 17 г. Пятигорска: о ней, признанной «Учителем года-2005», рассказывалось в «СП»…

Начало же фамильного учительского рода положила Антонина Лазаревна Останькович. Окончив в самом конце позапрошлого века Пятигорскую гимназию, она учительствовала в селе Прасковея, ставшем в 1900 году уездным центром (он был создан из частей Александровского и Новогригорьевского уездов).

В том же году и был сделан фотоснимок, на котором Антонина Лазаревна - в первом ряду среди сидящих, вторая слева. Учителя-прасковейцы собрались здесь в школьном классе на какое-то торжество. Собрание освящено присутствием церковнослужителя. Тут же и гости – коллеги из расположенного рядом города Святой Крест (ныне Буденновск).

На переднем плане «фуршетный стол», слева на стене «Карта Россiйской имперiи». Шкаф для приборов и наглядных пособий. Внушительный остов голландской печи… Но главное, конечно, это благородные лица людей, исполненные не только внешней, но и внутренней красоты и достоинства. Все женщины - в широких, длинных (до пола) темных юбках, в строгих, с воротничками до самого подбородка блузах. Мужчины - в черных сюртуках, под которыми белые манишки, украшенные бабочками». Обязательный «атрибут» - усы или же усы и борода.

Да, был в системе народного образования старой России свой, особый уклад. Даже своим внешним обликом учитель воплощал образец нравственности, культуры, подчеркивал свое высокое предназначение - сеять «разумное, доброе, вечное» (хотя, разумеется, никто не отменял этой заповеди и в наше время).

У Антонины Лазаревны с мужем Александром Ивановичем, служившим главным уездным почтмейстером, был сын Анатолий. Он не только пошел по стопам матушки, но и стал, если можно так сказать, основателем «двойного семейного учительства». Вместе со своей женой Галиной, в девичестве Евсютиной (они поженились, будучи студентами) Анатолий оказался в числе первых выпускников Ставропольского, тогда Ворошиловского педагогического института. Этот выпуск состоялся в 1935 году. Супруги работали по направлению в станице Савельевской Наурского района, входившего в то время в Ставропольский край. Он сразу же был назначен директором местной школы, а Галина Ивановна преподавала здесь химию. Вернувшись в Ставрополь, они не изменили любимому делу.

Наследственные учительские гены оказались и у их детей, и у внуков. Так вот постепенно и продолжился этот педагогический род. Сейчас в этой фамильной плеяде более тридцати имен! Среди них несколько кандидатов наук, некоторые готовятся к защите докторских диссертаций.

Есть также и те, кто, получив базовое педагогическое образование, потом замечательно проявил себя в иных гуманитарных сферах. Например, в 50-60-е годы прошлого столетия ставропольская молодежь (в ее числе и автор этих строк) буквально зачитывалась яркими публикациями Евгения Останковича в «Молодом ленинце». Затем он был ответственным секретарем «Кавказской здравницы», собкором «Ставропольской правды» по Кавминводам.

…Эта фамилия, несмотря даже на родственные «кланы», все же довольно редкая для наших мест. Откуда она пришла на Ставрополье? Ее истоки, как выясняется, надо искать в местечке Останьковичи, что затерялось где-то в Белоруссии на границе с Польшей. Но это – уже другая тема.

Анатолий ЧЕРНОВ-КАЗИНСКИЙ
«Крепкие корни фамильного древа»
Газета «Ставропольская правда»
26 сентября 2008 года