00:00, 26 сентября 2008 года

Казаки-некрасовцы: 46 лет спустя

ЧЕЛОВЕК ОТ БОГА

Воскресную службу в церкви Святой Троицы отец Феофан провел с особой торжественностью, несмотря на хвори, одолевшие его в последнее время. В этот день людей здесь собралось больше, чем обычно, - ведь Рождество Пресвятой Богородицы для казаков-некрасовцев — особый праздник: 46 лет назад в этот день они сели на теплоход «Грузия» и отплыли к российским берегам. Церковь в поселке Кумская Долина была построена через год после того, как они здесь обосновались. С тех пор в ней и служит Феофан Кирсанович Бандеровский.

Поначалу приход едва вмещал всех прихожан, как правило, взрослые не только сами посещали каждую службу, но и брали с собой детей. Когда многодетные семьи шли по улице в своих ярких «шелкутневых» (шелковых) одеждах, казалось, что в поселке начинается какой-то большой и необычный праздник...

Теперь в будние дни здесь собираются человек пятнадцать, в праздники — вдвое больше, и многим давно за пятьдесят. У самого отца Феофана семеро детей, двенадцать внуков и двое правнуков, но и его семья тоже собирается вместе только по большим праздникам — на Рождество, Пасху... У молодых нынче свои заботы, да и живут они, давно разъехавшись из поселка, уже совсем по другим житейским законам.

...Проводив последнего прихожанина, отец Феофан облегченно вздохнул, присев на скамейку. Что ни говори, ему уже 78 лет, и он всерьез подумывает о преемнике. «Год-другой едва протяну», - говорит он задумчиво. Отец Феофан стал «человеком от Бога», можно сказать, с рождения: во время крещения священник, проводивший обряд, взяв младенца на руки, сообщил родным, что нести добро и веру людям ему на роду написано.

Перед переездом в Россию Феофан Кирсанович закончил греческую духовную семинарию и два года отслужил в православном приходе в Стамбуле, был председателем церковного совета. Ну а на Левокумье ему пришлось заботиться не только о существовании прихода, но и о своей большой семье, работать вместе со всеми на виноградниках, даже Прасковейский винтехникум закончить. Потом предложили место в стройчасти. По вечерам после работы отец Феофан проводил службу, несмотря на усталость и собственные заботы, а вот по утрам зачастую приходилось отпрашиваться у начальства...

Феофан Кирсанович проводил меня до калитки, перекрестил вслед и долго стоял, не торопясь ее закрывать.

ДЛЯ ОСОБЫХ СЛУЧАЕВ...

В семье Харитона и Анны Бабаёвых в этот день был еще и свой особый повод для радости - перед тем, как отправиться в церковь, родители поздравили сына с днем рождения. Семен родился на том самом теплоходе «Грузия» и «вошел в историю», став тысячным казаком, прибывшим в Россию. Анна Ивановна говорит, что его рождение, да и сам праздник Рождества Пресвятой Богородицы были восприняты всеми как доброе знамение к переселению на родину предков. А самим супругам здорово тогда повезло: если бы ребенок родился до отплытия, пришлось бы остаться в Турции на неопределенный срок для оформления документов. А на теплоходе новорожденный уже считался гражданином страны, в которую они тогда так стремились попасть. Рассказывая об этом многочисленным ученым и журналистам, в свое время проявлявшим интерес к этой истории, веселая казачка свое повествование начинала в рифму: «Собрала я манатки, а тут начались схватки...». Семен сейчас живет в поселке на одной улице с родителями. «Семья у сына, - говорит Анна Ивановна, — просто замечательная».

Даже цветущая алыми шапками в горшках герань, выставленная на крыльце, не могла затмить своей красотой яркого, праздничного костюма хозяйки, предназначенного для особых случаев. В нем она ходит в церковь, а месяц назад выступала на фестивале в Таллине: «Таких нарядов нет ни у кого из тамошних староверов, - с гордостью замечает Анна Ивановна Бабаёва. - Повсюду, где нам приходилось бывать, собиралось вокруг немало любопытных, и каждый норовил с нами сфотографироваться».

СПЕШИТЕ ВИДЕТЬ!

На Первый международный фестиваль древнеправославной культуры «Пейпус», который в конце августа проходил в Эстонии, были приглашены восемь жителей поселка, участники фольклорно-этнографического ансамбля «Некрасовские казаки», которым руководит Семен Иванович Милушкин. Он ведь и церковный хор в своем приходе возглавляет, прекрасно владея традиционным для казаков-некрасовцев знаменным пением. Мероприятия проходили в Таллине, Муствеэ, Тарту, Калласте. «Пейпус» - так называется на эстонском языке Чудское озеро, вдоль западных берегов которого живут русские староверы со второй половины XVII века.

Четыре дня фестиваля были расписаны по минутам. В его обширную программу вошли не только концерты духовной музыки с участием коллективов различных старообрядческих общин (в том числе из Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Забайкалья, Бурятии), но и другие мероприятия. В храме старообрядческой общины в Калласте прошла совместная служба. Казаки-некрасовцы участвовали в концерте духовных песнопений и постовых стихов, в концерте народной музыки и в гала-концерте в Таллинском русском театре... Вот мнение одного из знатоков культуры старообрядцев, побывавшего на фестивале: «Особенно понравились казаки. Сильные природные, не поставленные по академической системе голоса покорили всех».

В Эстонии сегодня проживают, по официальным данным, около 15 тысяч староверов и их потомков, объединенных 11 общинами, и там бьют тревогу по поводу угасания культуры, которую академик Д. Лихачев назвал «великой ценностью мирового значения». У нас, на Ставрополье, их несколько сотен человек. Поэтому следует переадресовать совет одного из авторов журнала «Огонек», который в 1982 году попал на концерт казаков-некрасовцев, выступавших в Московской консерватории: «Дорогой читатель, если вам повезет увидеть афишу концерта фольклорного ансамбля казаков-некрасовцев, то, как писалось в старинных газетах, «спешите видеть!».