00:00, 25 сентября 2008 года

Миграционная политика: ситуация и проблемы

А ведь есть еще третий мир – мир самих мигрантов, людей, в силу определенных обстоятельств вынужденных покинуть родину, зачастую оставив там и могилы предков, и дом, и все остальное. Всегда ли мы их понимаем?

Проблемы как бы изначально заложены в самой миграции. И это ощущает не только Россия, но и все страны мира. И все пока далеки от их разрешения. Удивительное дело, но, начиная с древней латыни, слово «миграция» звучит почти одинаково на многих языках: русском, английском, немецком, французском, итальянском, испанском, украинском... Как бы знак такой, что от нее никто не застрахован. Так что и решения – хотя бы промежуточные – нужно искать объединенными усилиями. Это подчеркнул, открывая семинар, директор СКАГС Юрий Васильев, представляя участников симпозиума. Это и Петер Линке, руководитель представительства фонда в России, и представитель Датского совета по беженцам, и сотрудники правоохранительных и властных структур.

П. Линке отметил, что среди проектов фонда, включающих геополитику, вопросы мира и безопасности, будущее социального государства, проблемы миграции представляются наиболее актуальными и многогранными, поскольку носят международный характер. Миграционная политика – это отнюдь не пограничник, который останавливает нелегальный траффик, а гораздо более объемный комплекс мер, которые определяются государством. Но она может быть эффективной только в том случае, если в государстве четко сформированы национальная и культурная политика. По мнению же П. Линке, в нашей стране с этими двумя составляющими напряженка. Российская миграционная политика зависит от двух факторов, которые до конца еще не осмыслены. Во-первых, это самооценка: мы государство, которое защищается от иноземцев, или продукт развала СССР со всеми вытекающими отсюда последствиями. А во-вторых, Россия – это государство–нация или государство-этнос. Кстати сказать, именно второй вопрос сейчас бурно обсуждается в связи с последними событиями на Северном Кавказе. Ответы на все эти вопросы, считает Петер Линке, нужны и самой России, и ЕС, и Европе. Он также подчеркнул, что их обсуждение на площадке ставропольского филиала СКАГС – это признание его в качестве компетентного партнера, способного обеспечить и уровень обсуждения, и творческие результаты.

А результаты, как подчеркнул первый заместитель главы Ставрополя Виталий Татаренко, руководство краевого центра готово внедрять в практику, потому что и для него проблема более чем актуальна.

О многообразии тем и проблем – разговор особый и некороткий. Поэтому выделим только некоторые из них. О международном регулировании трудовой миграции в условиях глобализации общества сделала доклад представитель субрегионального бюро Международной организации труда для стран Восточной Европы и Центральной Азии Наталья Щербакова. Эта организация, кстати, лауреат Нобелевской премии, вот уже почти сто лет создает правовую базу для работы мигрантов, разрабатывает стратегию социальной защиты и диалога. Причем включает в него всех трех китов процесса: государство, представителей организаций работников и работодателей. Мигрантов, напомним, в мире более 18 миллионов, половина из них – женщины. В последние годы, подчеркнула Н. Щербакова, они фигурируют уже не только как члены семьи, покинувшей родину, а больше выступают в роли самостоятельных добытчиков, то есть трудящихся-мигрантов.

Надо признать, что международная база для их работы в принимающей стране вполне приемлема, тем более что она с каждым годом совершенствуется. Более того, двухсторонние договоры полноценно закрывают существующие правовые бреши. Например, начали действовать договоры между Москвой и Узбекистаном, Москвой и Таджикистаном, которые намного упростили жизнь мигрантам из этих стран. Строительные профсоюзы России и Узбекистана также подписали двухстороннее соглашение: рабочие из среднеазиатского государства, которые трудятся в нашей стране, находятся под покровительством российского профсоюза, их признают членами этой общественной организации. И уже есть результаты – миллионы рублей, недоплаченных нерадивыми, чтобы не сказать другое слово, работодателями, были получены с помощью профсоюза.

Факт пока уникальный, но, видимо, именно за такой политикой будущее. Ведь демографическая ситуация в нашей стране, что скрывать, плачевная. И, по прогнозам пессимистов, уже к 2010 году, без привлечения трудовых ресурсов со стороны – из ближнего и дальнего зарубежья - «Россия не сможет оперировать своей экономикой», сделала вывод докладчик.

А какова ситуация на Ставрополье? Социально-политические аспекты трудовой миграции и осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в нашем крае проанализировал первый заместитель министра труда и социальной защиты населения СК Владимир Губанов. Естественно, подчеркнул он, мы ежегодно получаем приток от трудоизбыточных регионов Северо-Кавказского региона, которые нас окружают. А вообще работать на Ставрополье приезжают мигранты из сорока стран дальнего и ближнего зарубежья. Основной поток идет из стран СНГ, а среди «настоящих иностранцев» лидируют представители Турции, Сербии и Болгарии. Наиболее востребованы трудовые мигранты в Ставрополе, Пятигорске и Невинномысске. А из отраслей – строительство, экономика и сельское хозяйство. И в нашем крае миграционные потоки восполняют демографический дефицит – вывод В. Губанова. Задача же органов власти, убежден он, усилить меры против незаконной миграции и таким образом увеличить число «нормальных мигрантов».

Как именно? Об этом – организации иммиграционного контроля на Ставрополье – рассказал на семинаре заместитель начальника отдела иммиграционного контроля Управления миграционной службы России по Ставропольскому краю Игорь Немичев.

Впрочем, ко всем мигрантам российское общество относится достаточно негативно. Это на результатах социологического исследования доказали А. Старостин и его содокладчик профессор кафедры государственного и муниципального управления Северо-Кавказской академии госслужбы Лариса Швец. Доклад назывался «Современная миграционная ситуация в регионах ЮФО: состояние, тенденции, изменения, перспективы».

Все четыре составляющих вряд ли можно назвать оптимистическими. Мнение более полутора тысяч человек из 12 регионов ЮФО оказалось созвучно выводам контрольной группы в Челябинской области. А это, как мне кажется, уже симптомчик. Что же конкретно показала «социологическая бухгалтерия»? Более 80 процентов опрошенных считают проблемы мигрантов актуальными для ЮФО. 50-60 процентов оценивают их негативно. Уверены, что конфликты с приехавшими бывают, более трети респондентов – 28 процентов имели личный опыт конфликтных отношений. 42 процента считают, что есть опасность изменения национального состава, 36 – пугают возможности религиозного экстремизма. Более того, тревожно для меня прозвучал и такой итог: 16 процентов опрошенных невысоко оценивают деятельность национальных диаспор, впрочем, отмечая наличие у них значительного потенциала. Это только малая толика результатов исследования, которое тем более ценно для ставропольчан, потому что его результаты появятся в открытой печати только в октябре. А один из выводов, сделанных учеными, таков: парадоксально, но в миграционных проблемах государственная власть, которая может принимать решения, не работает на перспективу. А на власть муниципальную, у которой нет ни ресурсов, ни оперативного простора, возлагают всю ответственность за нерешение проблем.

Одна из них – противодействие торговле людьми и использованию рабского труда как криминальному проявлению миграции, чему был посвящен доклад заместителя начальника Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России Татьяны Пинкевич. Тема – известная для нашего региона и края, но по-прежнему актуальная. Например, торговлей и похищением людей занимаются 38,6 процента ... женщин. Возможно, считают ученые, это те, кто сам побывал в подобной ситуации.

«Путешествие за три мира»
Газета «Ставропольская правда»
25 сентября 2008 года