00:00, 12 сентября 2008 года

Органические продукты: полезны для природы и для здоровья

Рост раковых заболеваний и канцерогены среды

Рост различных онкологических заболеваний был зафиксирован медицинской статистикой около 60 лет назад. Это объясняли тогда радиоактивными загрязнениями поверхности планеты в результате испытаний атомных бомб в атмосфере. Мутагенность и канцерогенность радиации были в то время хорошо известны. Многолетняя дискуссия вокруг этих проблем оказала важное влияние на запрещение атмосферных испытаний ядерного оружия и переход к подземным тестам.

Поверхность Земли медленно освобождалась от множества радиоизотопов, однако рост раковых заболеваний не прекращался. Канцерогенный эффект облучения продолжается много лет. Но только этим нельзя было объяснить ни динамику, ни географию раковых заболеваний. Ареалы радиоактивных загрязнений и роста раковых патологий явно не совпадали.

Атомные испытания проводились в основном в отдаленных и малонаселенных районах - на Тихоокеанских островах, в пустынях, в Арктике. Рост частоты раковых заболеваний и сдвиг этих заболеваний на более молодые возрасты происходил преимущественно в экономически развитых странах Европы и в США. Характер заболеваний был специфичен для разных стран. К 1975 году Дания вышла на первое место в мире по частоте рака прямой кишки, а Великобритания - рака бронхов. Япония лидировала по частоте рака желудка, а США - рака толстого кишечника, прямой кишки и предстательной железы. Индия и Пакистан выделялись по частоте рака ротовой полости и гортани.

Частота рака легких ясно коррелировала с производством сигарет и курением, но причинная связь в этом случае долго оспаривалась и стала предметом множества экспериментальных исследований. Табачные компании продолжительное время не признавали выводы клинических испытаний. В исследованиях распределения разных форм рака было обнаружено, что в центрах химической промышленности возрастала частота рака легких, печени, почек и мочевого пузыря. Производство пластмасс коррелировало с ростом частоты миелом и лейкозов, а производство мебели - с ростом частоты рака носовой полости.

В 1970-1980 годах риск раковых заболеваний у городского населения был выше, чем у сельского. Все эти наблюдения и эксперименты привели к доминированию химических теорий рака.

Помимо систематического роста частоты раковых заболеваний, два других явления человеческой физиологии связывались с химизацией среды и наличием пестицидов и стимуляторов в пище: более раннее половое созревание и мужчин, и женщин и снижение концентрации живых сперматозоидов в семенной жидкости мужчин. Фертильность мужчин систематически снижалась.

Появление пестицидов в сельско-хозяйственном производстве

До начала ХХ века все сельское хозяйство было «органическим». Плодородие почвы обеспечивалось севооборотами с участием азотфиксирующих культур, паровыми полями, органическими удобрениями от животноводства, золой и небольшими количествами калийной селитры, известной с древних времен. Более широкое применение азотных и фосфорных удобрений началось после Первой мировой войны на основе заводов по производству взрывчатых веществ, переходивших в мирные отрасли промышленности.

Эра пестицидов началась после Второй мировой войны также в результате конверсии военной химической промышленности. Токсичность пестицидов никогда не вызывала сомнений. Но их канцерогенность в то время не была известна.

Первым наиболее популярным пестицидом стал знаменитый ДДТ – дихлородифенилтрихлорэтан, избирательная токсичность которого для насекомых была открыта в 1939 году. Швейцарский ученый Пауль Мюллер, сделавший это открытие, был удостоен в 1948 году Нобелевской премии по медицине. Именно этот препарат остановил в военные годы начинавшиеся в разных местах вспышки сыпного тифа.

Производство ДДТ было быстро налажено и в СССР. После войны ДДТ начали широко применять против малярийного комара, а вскоре и против колорадского жука. Только в 1960 году, когда производство ДДТ во всем мире приблизилось к миллиону тонн, обнаружились отрицательные свойства этого соединения. ДДТ был слишком стабилен и почти не подвергался распаду в почве и в водных средах. Происходила глобальная аккумуляция ДДТ. Производные ДДТ накапливались в жировой ткани животных и человека. Начали погибать от бескормицы насекомоядные птицы. В 1965 году небольшие концентрации ДДТ были обнаружены даже в молоке кормящих женщин.

В 1972 году производство и применение ДДТ было запрещено в США и в других западных странах. К этому времени были обнаружены канцерогенные свойства ДДТ. Его накопление в организме вело к росту случаев карциномы печени. Однако не все страны последовали примеру Запада. ДДТ продолжали применять в Средней Азии на посевах хлопчатника, в Китае и в Индии. В индийских штатах Бенгал и Бихар ДДТ широко применяется и в настоящее время, загрязняя грунтовые воды.

Опасные загрязнения среды пестицидами приобрели географические размеры. Великие озера в США загрязнены пестицидами хлоргидрокарбоновой группы. В них запрещен вылов рыбы. В штате Монтана все водоемы загрязнены гептохлорэпоксидом, пестицидом с канцерогенными свойствами. В Средней Азии полностью непригодна не только для сельхозпроизводства, но и для проживания огромная территория вокруг высыхающего Аральского озера. Пестициды, смытые в прошлом с хлопковых плантаций, развеиваются ветром на сотни тысяч квадратных километров.

Самые сильные пестициды были созданы в Германии на основе заводов по производству нервно-паралитических газов. Эти пестициды были менее избирательны, чем ДДТ, и их применение контролировалось не только агрономами, но и врачами. Возникла новая смежная дисциплина «токсикология пищевых продуктов», в задачу которой входила разработка «допустимых» и «предельно допустимых» доз пестицидов и других агрохимических токсинов в среде и в пищевых продуктах. Эти дозы часто пересматривались, но в основном в сторону увеличения. Было поэтому понятно, что наблюдавшийся в этот же период рост смертности от онкологических заболеваний связывался прежде всего с химизацией сельского хозяйства.

В 1980-1982 годах было отмечено значительное увеличение смертности от рака в Дании и в Западной Германии. На каждые 100 тысяч населения ежегодно в Дании умирало от рака 288 человек, в ФРГ – 271. В Восточной Европе (Болгария, Польша, Венгрия и другие) смертность от рака была вдвое ниже, в странах Азии и Южной Америки – в четыре-пять раз ниже. В то же время продолжительность жизни в Дании и в ФРГ была заметно выше, чем в странах Восточной Европы. Было очевидно, что лидирующее положение Дании и Германии именно по смертности от рака определялось канцерогенами в среде и прежде всего в пище.

Фермы экологически чистой продукции

Зарождение ферм экологически чистой продукции началось в Дании. Потом такие фермы начали появляться и в ФРГ. Спрос населения на чистые продукты оказался исключительно высоким. Вскоре органические фермы в Дании производили четверть всей сельскохозяйственной продукции, а в 2005 году уже половина всех ферм Дании работала по органической технологии. В Германии к настоящему времени лишь 15% всех ферм сертифицированы как органические.

В Великобритании, где онкологическая смертность также была очень велика, переход на органическое производство шел медленно. В 1996 году лишь 0,3% всех земельных угодий не подвергалось обработке пестицидами.

Спрос на органическую продукцию в Великобритании резко возрос после нашумевшего скандала с отравленной пестицидами морковью. В 1995 году обнаружилось, что половина всего урожая моркови в Англии содержала слишком высокий уровень органофосфатного пестицида, применявшегося для борьбы с морковной грибковой эпидемией. Сети супермаркетов начали интенсивный импорт органических продуктов. В июле 1997 года правительство Велико-британии приняло решение о финансовом субсидировании ферм, переходящих на экологически чистое производство. Фермеры, отказавшиеся от минеральных удобрений и пестицидов и переходившие на компост, навоз и травопольные севообороты, получали гранты в размере 70 фунтов на каждый гектар.

Эти меры оказались эффективными. В 2004 году 10% всех сельскохозяйственных земель Великобритании были сертифицированы как «экологически чистые».

В Германии в 2004 году был принят закон, по которому вся специфическая «дет-ская пища» должна готовиться только из органических продуктов. В США около 2% всей продаваемой в супермаркетах продукции сертифицируется как «органическая». Однако правила такой сертификации в США упрощены по сравнению с европейскими.

Органическое земледелие в России

Критерии для «органических» продуктов не совпадают в разных странах. Но общими являются требования производства овощей, фруктов и полевых культур без применения пестицидов, химических удобрений, городских отбросов и продуктов канализации. Обработка продуктов пищевой промышленностью не должна включать ионизирующей радиации и химических добавок и красителей. Органические животные продукты подразумевают натуральные пастбища и отказ от профилактического применения антибиотиков, ростовых и половых гормонов. В Европе в отличие от США органические продукты не могут быть генетически модифицированными.

В Советском Союза никакого органического земледелия, естественно, не было. Производство минеральных удобрений и пестицидов постоянно наращивалось и к 1987 году приблизилось к американскому уровню.

В 1992-1996 годах российская промышленность по производству минеральных удобрений и пестицидов была приватизирована. Сельскохозяйственные предприятия, кооперативные и частные, были разорены инфляцией и не могли покупать технику и удобрения, которые в прошлом поступали в колхозы и совхозы по системе взаимных поставок. Продукция химических заводов продавалась теперь за границу, а все российское сельское хозяйство стало «органическим». В 1996 году в Российской Федерации применялось лишь 17 кг минеральных удобрений на каждый гектар - это был уровень 1950 года. В это же время в Индии применялось 75 кг химических удобрений на каждый гектар, в Бангладеш – 90 кг и в Китае – 261 кг.

Урожаи почти всех зерновых и овощных культур в России систематически падали. Этот же процесс происходил в Украине, но не в Беларуси, так как здесь не проводили реформ в сельском хозяйстве и приватизаций в промышленности. Уровень применения минеральных удобрений в Беларуси оставался без изменений.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), смертность от онкологических заболеваний в СССР в 1982 году была вдвое меньше датской - 140 на каждые 100 тысяч жителей. В России в 2000 году смертность от рака оставалась на том же уровне, пройдя через пик в 185 в 1990 году. ВОЗ выражала, однако, озабоченность тем, что в странах Восточной Европы, Венгрии, Польше, Чехии и других, смертность от рака продолжала расти с 1975 года и к 2000 году заметно превысила западно-европейскую. Мировой рекорд по онкологической заболеваемости перешел с 1996 года к Венгрии, 322 летальных случая на каждые 100 тысяч населения. По уровню загрязненности среды промышленными отходами и по применению минеральных удобрений на гектар Венгрия также была на первом месте в Европе.

Для Беларуси, Украины и России главной проблемой и в 2000-2005 годах оставалась загрязненность сельскохозяйственных земель радионуклидами от Чернобыльской катастрофы. Радиоактивный цезий, главный компонент радиоактивных выпадов 1986 года, имеет период полураспада в 30 лет. Около 20 тысяч квадратных километров в Челябинской и Свердловской областях загрязнены и до настоящего времени радиоактивным стронцием, выброшенным в 1957 году в атмосферу в результате взрыва хранилища ядерных отходов. Радиостронций, нуклид с периодом полураспада в 29 лет, накапливается в костях и продуцирует рост лейкозов.

Однако резкое снижение производства и применения химических удобрений и пестицидов в России привело неизбежно и к падению урожаев и росту болезней сельскохозяйственных культур и животных. В течение 1991-1999 годов качество питания населения ухудшалось и сокращался срок ожидаемой продолжительности жизни. Изменения начали происходить в 2000 году благодаря импорту продовольствия, обеспеченному ростом цен на нефть и газ.

Возможны ли экологически чистые продукты в индустриальной экономике?

Пестициды стерилизуют поля, обеспечивая монокультуры наиболее урожайных сортов растений. Урожаи растут не за счет биоценоза, а благодаря большим дозам минеральных удобрений. Пестициды составляют лишь 10% от всех токсических веществ, выбрасываемых в среду современной химической промышленностью. Обширные территории сельскохозяйственных земель, рек, озер и прибрежных зон морей и океанов загрязняются отходами химической промышленности, целлюлозно-бумажной, фармацевтической, нефтеперерабатывающей, металлургической, пищевой и просто вывозом городских отходов и сбросом городской канализации.

Результатом являются не только онкологические заболевания, но и расстройства гормональной системы, нервные заболевания, остеопороз, врожденные дефекты у детей и многие другие аномалии.

Автомобильный транспорт в индустриальных странах имеет больший общий токсический эффект на население, чем химические удобрения и пестициды. Ограничения на свинцовые добавки в бензин были введены после статистически доказанного негативного действия свинцовых окислов на нервную систему детей. В Голландии запрещено производить сельхозпродукцию на территории, приближенной к магистральным шоссе менее чем на 500 метров. В Англии таких запретов нет. В Японии особо загруженные магистрали отгораживают от полей щитами в 3-5 м высотой. Но это в основном изоляция от шума, а не от выхлопных газов.

Западные страны решают проблему загрязнений путем переноса химических, металлургических и многих других производств в Китай, Индию, Таиланд, Малайзию и другие азиатские государства с дешевой рабочей силой. Богатые страны постепенно создают на своей территории лучшие экологические условия. Переход к органическим методам в сельском хозяйстве является частью этого процесса, условно называемого «глобализацией».

Продолжение: «Органические продукты: полезны для природы и для здоровья».

Жорес МЕДВЕДЕВ