00:00, 27 августа 2008 года

Александр БОБРОВ: Реформа без результатов

В чем суть последних нововведений и насколько они успешны – об этом наш разговор с председателем комитета Государственной Думы края по земельным отношениям и землеустройству А. Бобровым.

– Александр Владимирович, в конце июля принят федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования земельных отношений». Поясните, насколько он важен и в чем суть этих изменений.

– Оценивая значение упомянутого вами федерального закона, скажу, что он прежде всего вносит ясность в регулирование земельных отношений и облегчает процедуры оформления земли в собственность.

К примеру, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан на праве безвозмездного (срочного) пользования, теперь считаются предоставленными на срок пять лет. Он отсчитывается со дня принятия решения о предоставлении. Причем тот срок, что был обозначен в решении, значения теперь не имеет, кроме тех случаев, когда установлен более длительный период. Говоря проще, оформление в собственность указанных земельных участков продлевается еще на пять лет.

Земельный кодекс также впервые дополнен главой, регулирующей вопросы образования, раздела, выдела и перераспределения земельных участков. Этих понятий в законе просто не существовало, и соответственно было сложно зарегистрировать права собственности на наделы. Однако известно же, что участки очень часто делятся, например, между родителями и детьми. Новация также касается арендаторов разделенных или объединенных участков – им предоставляется преимущественное право на заключение новых договоров аренды, ранее таких гарантий не было, и преобразуемые участки сразу могли уйти к другим землепользователям.

Новый закон вносит и поправки в отношении государственных земель, которые находятся в аренде у государственных и муниципальных учреждений. Счетная палата России в прошлом году выявила целый ряд нарушений: тысячи гектаров федеральных земель использовались не по назначению, а передавались в субаренду, вносились в качестве вкладов в уставные капиталы акционерных обществ. Теперь такое использование арендуемых земель категорически запрещено, а новые земли ГУПам будут предоставляться только на праве бессрочного пользования.

Кроме того, новый закон разъясняет ряд вопросов, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В частности, установлен порядок государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок. До настоящего времени отказ от такого права собственности на практике не применялся, хотя необходимость в регулировании данного вопроса возникла давно. Теперь прекращение права собственности на земельный участок будет осуществляться на основании заявления об отказе и правоустанавливающего документа на участок.

- Но вряд ли даже такое количество уточнений и нововведений позволит решить все проблемы. Уж что касается земли, то их, как известно, накопилось очень много...

- Действительно, пока не приходится говорить о том, что реформирование земельных отношений дало ожидаемые результаты в обеспечении рационального и эффективного использования земель. Не созданы пока и отвечающие интересам страны условия госуправления и регулирования в этой сфере.

Например, формально наши крестьяне наделены земельными паями, и 90 процентов пашни находится вроде бы в частных руках. А фактически всего лишь 40 процентов собственников могут «показать» свою землю.

Аграрии давно били тревогу по вопросу катастрофического положения с земельным вопросом в России, который и после реформ остался вне сферы государственного управления. И в этом году по Указу президента РФ Минсельхозу были переданы полномочия по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земель сельхозназначения.

Так, уже в сентябре планируется внести целый ряд поправок в земельное законодательство, они предполагают упрощение процедуры выделения земельных участков в счет долей, кадастрового учета и регистрации прав на земельные участки, а также сокращение и конкретизацию перевода сельхозземель в другие категории. Кроме того, Минсельхозу и Минфину России поручили проработать вопрос финансирования работ по землеустройству из федерального и региональных бюджетов.

- Много говорится и о трудностях в распоряжении землями, государственная собственность на которые не разграничена. Насколько актуально это для Ставрополья?

- Таких земель в крае достаточно много: не менее 240 тысяч гектаров в черте поселений и порядка 850 тысяч гектаров – это участки сельхозназначения фонда перераспределения земель.

До 1 июля 2006 года распоряжение землями, находящимися в госсобственности, до их разграничения осуществлялось органами местного самоуправления в пределах их полномочий. А потом законодательные изменения существенно ограничили муниципалов в этом праве.

Депутатами была изучена правоприменительная практика земельного законодательства, и анализ показал, что в крае нет единства в регулировании земельных отношений. Принятый еще в конце 2006 года в первом чтении федеральный законопроект, внесенный членами Совета Федерации, предусматривает, что соответствующие правоотношения должны регулироваться исключительно законами субъектов РФ. Однако пока законопроект «завис», мы не можем внести соответствующие поправки в свой базовый закон.

- Александр Владимирович, над чем работали депутаты земельного комитета ГДСК в минувшую сессию и что предстоит рассмотреть в ближайшее время?

- С начала года комитетом подготовлено и рассмотрено на заседаниях Госдумы края пять законопроектов. О них в свое время широко говорилось в СМИ.

В настоящее время в комитете в стадии подготовки находится законопроект, внесенный губернатором. Он предусматривает изменение минимального размера образуемого вновь земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с 300 гектаров до размера, равного земельной доле. Причем из минимального размера участка предлагается исключить земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями и водными объектами. Законопроект также предусматривает упрощение процедуры оформления невостребованных земельных долей в краевую или муниципальную собственность и предоставление права муниципалам самостоятельно принимать порядок проведения инвентаризации этих долей.

Уверен, что принятие этого законопроекта в перспективе позволит стимулировать и ускорить оформление в крае прав на землю и самих земельных участков.

Юлия ПЛАТОНОВА