00:00, 22 августа 2008 года

Наш заклятый друг - Запад

     На враждебный Запад
       Рвутся по стерням
    Тихонов, Сельвинский,
               Пастернак.

Стихи той поры кажутся теперь мало актуальными, но вот эта строка – «на враждебный Запад» - поражает своей незаменимостью. Попробуйте подобрать другой эпитет кроме «враждебный», к слову «Запад». Задумались? Потому что и сегодня получается, что ни с чем положительным в нашем языке, а значит, и в сознании, Запад не связывается.

Отдельно о Европе мы можем сказать «прекрасная» или даже «милая русскому сердцу». Произнести же такое вообще о Западе просто язык не поворачивается. Интуитивно мы уже давно осознаем то различие, которое лишь в начале 90-х получило свое научное описание и обоснование в трудах философа и диссидента А. Зиновьева. Согласно его выкладкам, Европа и Запад ни в коем случае не синонимы, а европейская культура вовсе не идентична культуре западной.

Отчего же нам так не мил этот самый Запад? Отчего он всегда враждебный? Чтобы не изобретать велосипед, обратимся к авторитетному британскому историку А. Тойнби. Вот как он разрешает наше недоумение: «Как бы ни различались между собой народы мира, на вопрос западного исследователя об их отношении к Западу, все – русские и мусульмане, индусы и китайцы, японцы и остальные ответят одинаково. Запад, скажут они, - это агрессор. И, без сомнения, суждение мира о Западе подтверждается в последние четыре с половиной столетия. За все это время мировой опыт общения с ним показывает, что Запад, как правило, всегда агрессор».

Точнее не скажешь. Ай да Тойнби, ай да… Но не торопитесь радоваться: вот, мол, какие они там, на Западе, честные и беспристрастные. Признав, что русские всегда оказывались жертвами агрессии, а Запад – агрессором, Тойнби тут же безапелляционно добавляет: «Русские навлекли на себя враждебное отношение Запада из-за своей упрямой приверженности чуждой нам цивилизации». Вот как. Опять во всем виноваты русские. Они на себя «навлекли». Они упрямо и тупо хотят оставаться русскими. Да как им не совестно!

В сущности, это умозаключение видного западного ученого – еще один акт агрессии, только теперь агрессии интеллектуально-духовной.

Кроме нашей «упрямой» приверженности собственной, на славянско-православном фундаменте стоящей цивилизации, Западу в нас не нравится – и очень давно – обширность нашей территории. 18 декабря 1940 года Гитлер, выступая перед выпускниками немецких военных училищ, заявил: «В мире царит вопиющая несправедливость – 60 миллионов русских владеют 1/6 частью земного шара, а 90 миллионов немцев ютятся на клочке земли. Вы должны устранить эту несправедливость». Фюрер здесь явно передернул – нас в 1940 году было не 60, а 194 миллиона человек. Дело, однако, не в этом. Дело в том, что совсем недавно эту гитлеровскую «мысль» практически слово в слово повторила одна западная «железная леди». Дескать, несправедливо, что столько природных богатств у одних только русских, эти богатства должны принадлежать всем!

Всем – это кому? Скорей всего, тем, кто уже триста лет так заботливо «опекает», например, Африку, что там сейчас от голода и болезней угасает полмиллиарда человек…

Наверное, далеко не каждый русский знает, что в британской политической мысли еще в конце XIX века утвердилась теория «хартленда». Это весьма противное на слух слово означает не что иное, как наши Урал, Сибирь и Дальний Восток. Прагматичные британцы сформулировали свою историческую цель абсолютно однозначно: «Тот, кто владеет хартлендом, правит миром». Британский гимн, как известно, начинается словами: «Правь, Британия…» Как восклицают в подобных случаях сами англичане, «видите картинку?!» То есть «понимаете, о чем идет речь?»

В переводе на русский «хартленд» буквально означает «сердце земли», или, иными словами, самое важное, что есть на нашей планете. Британцы поняли это еще сто с лишним лет назад. Но понимаем ли это мы?

Хартленд пока еще наш. Однако за полтора столетия Запад отщипнул от его богатств изрядный кусок, причем дважды. Сначала в результате навязанной России и совершенно ей не нужной Первой мировой войны, итогом которой грянули Февраль, Октябрь, Гражданская война и всеобщая смута. Страдания наши были безмерны. Между тем только в США тогда осело русского золота на полтриллиона долларов в исчислении того времени. Это пять триллионов современных долларов! Всего же на Западе оказалось русских ценностей стоимостью в 37 тысяч тонн золота. Если вспомнить, что самый крупный ввоз золота на Запад был осуществлен в XVI столетии и составлял одну тысячу тонн, то за период с 1914 по 1922 год они «позаимствовали» у нас золота на 37 веков вперед! Десять лет в подвалах французских и английских банков плавили русские золотые слитки и ставили на них свое клеймо! А мы все еще удивляемся: почему они всегда такие богатые, а мы такие бедные?

Второй «кусок отщипнули» – уже на наших глазах, после знаменитой и под западным руководством проведенной приватизации. Точных цифр пока не знает никто, но всем знакома элегантная формула «отток капитала». Капитал же, как известно, образуется у нас в основном за счет безудержной эксплуатации того же «хартленда». И означает это, что Урал, Сибирь и Дальний Восток уплывают от нас фактически, формально оставаясь частью территории РФ. «Видите картинку»?

Но так, слава Богу, происходило не всегда. Чтобы хоть немного приободрить читателя, приведу, возможно, единственный в своем роде исторический факт, когда не они нас облапошили, а мы их. Дело было в 1939 году. Советское правительство ухитрилось взять у Германии (а там уже правил Гитлер) несвязанный кредит на 200 миллионов марок. Огромные деньги по тем временам! На эти средства мы закупали у немцев уникальное оборудование двойного назначения, электротехнику, автомобили, сложные приборы, а погашали кредит – трудно вообразить и поверить! – такими товарами, как «пух, перья, рыбий пузырь, жмыхи, отходы железной руды, осиновое дерево, конский волос, хлопковые отходы, тряпье для прядения…» Словом, знаменитые «рога и копыта». Как говорится, ну ведь можем, если хотим?!

Что же в итоге? Может быть, вот что: давно пора нам научиться отделять Уильяма Шекспира от Уинстона Черчилля, а Рея Чарлза от Кондолизы Райс. Иначе не видать нам нашего «хартленда»…

«Наш заклятый друг, или Опять русские виноваты?»
Газета «Ставропольская правда»
22 августа 2008 года