00:00, 12 августа 2008 года

День военно-воздушных сил отмечается в России

К этому парни стремились восемь долгих лет. Поэтому теперь для них выше - только небо и почетное звание «снайпера». Его, кстати, в части имеют лишь командир Сергей Кобылаш и «Дядя Саша – белый летчик», как зовут штурмовики подполковника Александра Кострюкова, прошедшего со своим воинским формированием все локальные конфликты и войны, начиная с афганской.

В афганскую войну десантники окрестили «грачами» самолеты Су-25. С тех пор боевые машины летают с изображением этой птицы на борту, ставшей «фирменным» знаком части. Ветераны сражений в Афгане и Чечне рассказывают, что на поле боя пехотинцы с надеждой ждали, когда же прилетят «грачи». Враги молились, чтобы их не было.

В 1990-е, когда в воздушных войсках остро ощущался дефицит горючего, и военным приходилось совершать мизерное количество полетов, некоторые летчики отправлялись на пенсию с тем же третьим классом, с которым много лет назад приходили в часть из училища. Сейчас, как говорит офицер воспитательного отдела штурмового авиационного полка майор Вадим Стефанов, все по-другому. Пилоты повышают профессионализм в полном объеме – у них по четыре летные смены в неделю и керосина вдоволь.

Год назад часть получила новые модифицированные самолеты Су-25 СМ, «нашпигованные» современной электроникой, теперь офицеры учатся летать на них. Для совершенствования навыков личного состава есть учебно-тренировочный аппарат с двумя кабинами (одна для инструктора), новое компьютерное оборудование. Подготовка летчиков ведется «плотная», поэтому уже лет за семь-восемь многие получают первый квалификационный класс (кстати, второй класс дает право участвовать в боевых вылетах).

История этого полка началась 13 июня 1984 года, когда на аэродроме Жовтнево в Западной Украине он был сформирован. В октябре 1986-го его перебазировали в Афганистан, где военные сразу же приступили к боевым действиям. Основной задачей полка являлось прикрытие колонн и высадки десанта, а также нанесение ракетно-бомбовых ударов. Здесь было выполнено 13 тысяч боевых вылетов. За мужество и героизм тогда были представлены к государственным наградам 95 процентов личного состава.

Война в Афгане не обошлась и без метаморфоз. Как-то закончились снаряды ФАБ-100, и вскоре партию их доставили из Союза. Когда раскрыли ящики, обомлели — бомбы были еще с Великой Отечественной, 1943 года выпуска! Пришлось переделывать, чтобы подвесить к современному самолету. Лишнее сбивали... кувалдами. За этим занятием техников застал прибывший тогда с проверкой из Кабула инспектор по вооружению. Он увидел, как старший лейтенант Р. Звонченко орудует тяжелым молотом, побледнел и единственное, что смог произнести, это «убийцы!».

С 1987 года наступила череда переводов с места на место, а в середине 1993 года в соответствии с планом вывода наших войск с территории Германии полк перебазировался в Буденновск и был включен в состав 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 4-й воздушной армии.

В декабре 1994-го началось выполнение специальных задач по наведению конституционного порядка на территории Чечни. Лишь за первый год офицеры военной части выполнили около двух тысяч боевых вылетов, уничтожили большое количество наземных объектов, опорных пунктов и точек управления боевиков.

Тогда были потеряны две авиамашины Су-25. Это произошло, когда штурмовики наносили ракетный удар по нескольким зенитным установкам. С земли велся мощный огонь, в результате чего один из самолетов был подбит, а его пилот подполковник Н. Баиров пропал без вести. Другой самолет тоже получил серьезные повреждения, но подполковник Е. Деркульский посадил военную технику на запасной аэродром в Моздоке.

Кстати, подбитый самолет подполковника Деркульского в 2003 году был установлен на пьедестале в седьмом микрорайоне Буденновска и стал памятником погибшим летчикам-штурмовикам. С тех пор каждый год пятого мая здесь проводят День памяти полка. Почему пятого мая? Так трагически сложилось, что военная часть два года подряд именно в этот день понесла серьезные потери. В 1995-м в Чечне погиб подполковник В. Сарабеев, а в 1996-м не вернулись из боевого полета полковник И. Свиридов и майор О. Исаев (всем им посмертно присвоено звание Героя России). Всего в полку шесть Героев России (двое — С. Борисюк и И. Нестерюк здравствуют и поныне) и один, старший лейтенант К. Павлюков - Герой Советского Союза.

В июне 95-го, когда банда Басаева напала на Буденновск, личный состав полка оборонял микрорайон Северный и аэродром, а также не прекращал наносить удары по позициям дудаевцев на территории Чечни. В те несколько дней, когда город находился в руках террористов, трагически погиб капитан А. Тюрин, выполнявший служебное задание по сопровождению студентов Казанского авиационного института. Попав в заложники, он оказал сопротивление бандитам и был расстрелян.

Рассказывать о мужестве и подвигах буденновских летчиков можно много, путь полка длиной почти в четверть века достоин хорошей книги. Каждый человек здесь - настоящая легенда. О командире, полковнике Сергее Кобылаше (он, кстати, депутат местной думы), говорят, что, еще будучи курсантом, он смог в критической ситуации, когда отказал двигатель, заставить планировать тяжелый «кукурузник», который при подобных обстоятельствах обычно падает камнем вниз. Сергей и сам остался в живых, и спас находившихся в машине людей.

Есть в работе авиаторов и такой нюанс. Известно, что самолеты сами не летают.

- Неотъемлемая составляющая всей авиации - это офицеры-техники, - говорит В. Стефанов. - Их почетно величают «директорами самолетов». Без одобрения этого «начальства» полет не состоится. Инженеры, техники, механики в любое время дня и ночи, при любой погоде готовят самолеты. Эта подготовка начинается за четыре часа до полетов. После приземления машин инженерно-технический персонал еще в течение двух часов остается на аэродроме - вновь занимается осмотром и подготовкой.

Техники, как повелось еще с зарождения боевой авиации, пожалуй, больше всех волнуются за летный состав. «Отпуская с ладони» свой самолет, они всматриваются в небо, ждут его возвращения. Радуются, когда все возвращаются. Во время чеченских кампаний это ожидание было самым тревожным и долгим.

К слову, в те годы произошел совершенно уникальный случай в военной авиации. На территории полка восемь лет стоял самолет- «донор»: с него время от времени снимали какие-то узлы и агрегаты для поврежденных машин. Что там могло остаться, кроме «скелета»? Однако команды списывать технику не поступало, наоборот - в 2001-м был получен приказ на восстановление. И не на авиазаводе, а в расположении военной части был «реанимирован» штурмовик.

Полк принимал участие во многих, даже международных учениях. В 2002 году по итогам боевой подготовки, состоянию воинской дисциплины и правопорядка он занял первое место среди полков 4-й воздушной армии ВВС и ПВО и был признан лучшим в ВВС СКВО. Потом были учения «Боевое содружество», «Дон» и другие. А неделю назад личный состав прибыл из Моздока, с «Кавказа-2008», где получил оценку «хорошо». Это, как считают военные авиаторы, неплохой подарок к профессиональному празднику.

* * *

Губернатор Валерий Гаевский поздравил профессорско-преподавательский состав и всех курсантов Ставропольского высшего военного авиационно-инженерного училища имени Маршала В. Судца с профессиональным праздником. Глава региона пожелал всему коллективу и курсантам военного вуза крепкого здоровья, счастья, успехов в учебе и решении служебно-боевых задач, чистого неба, мира и добра. Поздравления с профессиональным праздником также им направлены командирам дислоцированных в крае воинских частей военно-воздушных сил Сергею Кобылашу и Евгению Федотову.

««Грачи» прилетели»
Газета «Ставропольская правда»
12 августа 2008 года