00:00, 9 августа 2008 года

ЕГЭ: панацея или градусник?

- Они выше, чем в 2007-м, когда выпускники ставропольских общеобразовательных учебных заведений сдавали ЕГЭ впервые. Сравните: в этом году средний балл по русскому языку в крае 3,4 (в 2007-м - 3,0); двоек в 2008-м - 8 процентов (в 2007-м - 25 процентов).

Скажу прямо: прошлогодние результаты нас в какой-то мере шокировали. Помню, тогда один выпускник поперек незаполненного бланка варианта «С» написал: «Если бы меня этому научили, я бы ответил!». Нужно было делать выводы. План действий наметили на августовских совещаниях учителей. В течение всего прошлого учебного года в города и районы выезжали бригады специалистов, которые проводили обучающие семинары с учителями старших классов, методистами. На этой же задаче сосредоточился краевой институт повышения квалификации работников образования. Все курсы для учителей теперь включают вопросы подготовки к ЕГЭ. В работе кафедры института опирались в том числе на опыт педагогов-предметников - победителей приоритетных национальных проектов. Пользуемся мы также разработками известного российского методиста Ольги Логвиновой «Сдаем ЕГЭ без двоек». Надеюсь, что осенью она приедет к нам, проведет обучающий семинар.

В этом году выше стали и средние результаты сдачи в форме ЕГЭ предметов по выбору. По химии - сразу на 0,8 балла.

- Как известно, группа родителей выпускников московских школ подала иск в Конституционный суд РФ о признании проведения обязательного ЕГЭ в России незаконным. В Госдуму РФ внесен законопроект, предлагающий сделать сдачу Единого госэкзамена добровольной. В то же время в обществе есть и другое мнение: сердиться на ЕГЭ - все равно что на градусник, который показывает, что у больного жар... Каково ваше мнение?

- Я согласна с тем, что Единый госэкзамен может быть «градусником» - средством мониторинга качества преподавания в общеобразовательных учебных заведениях. Например, Георгиевская гимназия № 2, которая регулярно лидирует по числу победителей краевых предметных олимпиад, и на ЕГЭ отличилась. Из 19 выпускников 12(!) получили по русскому языку пятерки, 6 сдали экзамен на четверки и лишь один на тройку. Подтвердили свой высокий статус и многие другие учреждения образования. Но не все. Есть школы, вошедшие в число победителей приоритетного национального проекта «Образование», которые недотянули даже до среднего балла по краю. Обязательный ЕГЭ подтвердил, что качество знаний в малокомплектных школах в основном ниже, чем в учебных заведениях с нормальной наполняемостью, укомплектованных штатом педагогов-предметников. Вместе с тем есть две малокомплектные школы - СШ № 4 Минераловодского района и СШ № 12 Андроповского, в которых средний балл по русскому языку оказался значительно выше общекраевого - соответственно 4,2 и 4. Так что где и как работают, как учат детей, сейчас видно. Другое дело, что нельзя объявлять ЕГЭ единственным инструментом аттестации выпускников, который позволяет или не позволяет им получать в дальнейшем высшее образование.

- Говорят, что в Америке и в Европе, откуда пришел ЕГЭ, от такого подхода отказались…

- Там сегодня тестовый экзамен - лишь часть общей оценки школьника. Засчитываются и его успехи в течение учебного года, и результаты личных достижений, показанные на олимпиадах, в различных конкурсах. Делая Единый госэкзамен в России столь судьбоносным для ребенка, мы забываем, что у всех детей разная переносимость стрессовых ситуаций, что, например, в Ставропольском крае некоторые выпускники сельских школ добирались до пункта проведения экзамена больше часа автобусом...

Есть и просто много непродуманного. Например, результаты нынешнего ЕГЭ будут действительны два года. А вот те, кто сдавал его в 2007-м, получили такое право лишь на год.

А еще Единый госэкзамен — это большие затраты. В бюджет края 2009 года на его проведение нужно заложить 11 млн. рублей. Подвоз и сопровождение детей, работа экспертов, их питание и проживание, смена и обслуживание техники в Региональном центре обработки информации...

Тем не менее задача на 2009-й перед нами поставлена, и мы ее должны выполнять. Проанализируем результаты прошедшего экзамена, сделаем выводы. Главную цель определили - в следующем году сдать ЕГЭ без двоек.