00:00, 8 августа 2008 года

Юрий Эм об итогах весеннего призыва в армию

- Юрий Павлович, по утверждениям некоторых правозащитников и ряда федеральных печатных изданий слухи о том, что с осени срок военной службы увеличится почти до трех лет, появились не без участия самих военкоматов. Так, дескать, легче было план по призыву выполнить.

- Эти заявления голословны и не имеют под собой никакой нормативно-правовой базы. Но без ажиотажа не обошлось. В результате распространения этих слухов сложилась уникальная ситуация — кое-кто из убежденных «пацифистов» сам приходил и просил отправить его в войска именно сейчас. В некоторых регионах России даже возникли очереди в армию, мне знакомые из Москвы звонили с просьбой призвать их родственников, живущих на Ставрополье.

- Как проходил весенний призыв в крае?

- На все призывные комиссии было вызвано почти 20 тысяч юношей. И только 54 парня не вняли «приглашениям» без уважительных причин. В отношении них сейчас применяется весь набор розыскных и правовых мер. По «разнарядке» Ставрополье должно было нынешней весной поставить «под ружье» около четырех тысяч рекрутов. Край норму выполнил. В президентский полк отправились 15 парней, почти полторы тысячи — в сухопутные войска, более двухсот – на флот, во внутренние — 900, в ВВС – свыше 250 и т. д. Согласно экстерриториальному принципу комплектования войск никто из ставропольчан служить в регионе не остался. Как и в прошлом году, не пришлось служить тем, кто привлекался к уголовной ответственности. Совсем освободили от призыва около шести тысяч человек. В основном – по состоянию здоровья. Почти столько же парней получили отсрочки. Еще полторы тысячи признаны временно негодными к военной службе — тоже по состоянию здоровья. Кстати, по этому показателю край не отличается от других регионов. Как и в среднем по России, треть призывников физически не готовы к армейским тяготам.

- Что можно сказать об альтернативщиках, выросло ли их количество?

- Я убежден, что в целом по стране и на Ставрополье такая служба не пользуется популярностью. У нас с 2004 года в «невооруженные силы» было направлено всего 67 человек. А этой весной девять ребят, они будут «служить» каменщиками - в Удмуртии и Москве, санитарами - в Калмыкии, Питере и Смоленщине, электромонтерами - в Свердловской области и Краснодарском крае. С 2008 года срок альтернативной гражданской службы также сокращен и в отличие от военной составляет 21 месяц (для имеющих высшее образование и проходящих АГС в структурах Министерства обороны РФ — 18). К слову, сегодняшняя годичная военная служба неминуемо повлечет за собой увеличение норм призыва, и ощутить это можно будет уже нынешней осенью.

- И Минобороны уже успело предпринять некоторые меры?

- Для решения задачи «адекватного увеличения призывного контингента» уже с первого января 2008-го начали действовать поправки, отменяющие девять из 25 отсрочек. С весны стали призываться молодые отцы, чьи дети не достигли трехлетнего возраста, а также парни, имеющие беременных жен, срок беременности которых на момент призыва составил 26 недель и более. Ряды военно-служащих теперь пополнят учителя сельских школ, сотрудники оборонно-промышленных предприятий и талантливая молодежь, имевшая раньше отсрочку по президентской квоте.

- Как, по вашему мнению, не поторопились ли в стране перейти на годичный срок военной службы? Ведь это породило некоторые проблемы. Например, есть сомнения, что за такое короткое время можно воспитать настоящего профессионального солдата.

- Я считаю, что поторопились, одного года мало. Техника в войсках современная, напичкана электроникой, и, естественно, нужны те, кто будет способен ею управлять. К тому же в связи с переходом на этот срок военной службы остро встает и вопрос заблаговременной подготовки молодежи к ее прохождению. Сегодня в войска должны приходить призывники со знанием основ военного искусства и имеющие военно-учетные специальности. Кстати, на 2008 год задание для Ставрополья на такую подготовку увеличено в полтора раза и составляет более двух тысяч человек. Эту проблему мы пытаемся решать в тесном взаимодействии с администрациями городов и районов, органами управления образованием, ветеранскими и другими общественными организациями. Увы, в крае юношей готовят по семи военно-учетным специальностям, а этот список должен доходить до трехсот! А в общеобразовательных школах? Там нет начальной военной подготовки, зато есть предмет «ОБЖ» - обо всем и ни о чем. Если взять РОСТО (ДОСААФ), то эта организация тоже не блещет, а, наоборот, рассыпается, работает по старинке, по изжившей себя методике. В общем, нужна взвешенная, серьезная государственная программа по подготовке юношей к службе в армии.

«Готовь «сапоги» заранее»
Газета «Ставропольская правда»
8 августа 2008 года