Говорят, что закон писан для всех. Но зачастую в конкретной ситуации каждый пытается трактовать его по-своему, и пока идут поиски истины, решение многих немаловажных дел неоправданно затягивается. Взять хотя бы самую прозаическую проблему – сбора и утилизации мусора. Проблемы с утилизацией мусора

Тайна за семью печатями

Говорить откровенно об этом главы сельских муниципальных образований соглашаются, как правило, только при условии полной анонимности. И вот как объясняют причину.

– Утилизация мусора – сегодня один из самых сложных и пока нерешаемых вопросов: кто-то его сжигает, кто-то попросту зарывает в землю... В любом случае штрафов не избежать, – утверждает один собеседник. Ему уже не раз приходилось попадать под пристальный взгляд природоохранных организаций.

– Чтобы обустроить свалку по всем требованиям, нужны огромные затраты, в бюджете поселений на этот год они не предусмотрены, – поделился глава другого муниципального образования, вынужденный прятать сельский мусор по заросшим травой балкам... А третий то ли в шутку, то ли всерьез высказался: «Мы его так надежно скрыли, что даже с вертолета не сможете обнаружить!».

С Антониной Пономаревой, главой администрации Николо-Александровского сельсовета, что в Левокумском районе, на эту тему говорить было проще всего — для нее теперь нет смысла скрывать назревшие проблемы, потому как решать их нужно немедленно. Чуть больше месяца назад глава поселения тоже попала в число штрафников, но убедиться в законности мер, предпринятых службой Роспотребнадзора, решила в суде. Там и прояснили ситуацию. Дело в том, что сельская свалка, существующая более двадцати лет, располагается на бывших колхозных землях, после реорганизации хозяйства они вошли в фонд перераспределения района и в прежних целях теперь используются незаконно. Если в ближайшее время участок не оформить в надлежащем порядке, вновь последуют штрафы.

Деятельность по сбору и размещению отходов подлежит лицензированию, и заниматься этим на территории каждого поселения должно специализированное предприятие. Возможность создать его, выполнив все требования, есть не у всех, хотя на территории большинства поселений Левокумского района для вывоза бытовых отходов с подворий выделяется транспорт, и только в двух селах имеются собственные коммунальные службы. Сама свалка тоже должна быть обустроена по определенным правилам, иметь режим работы, смотрителя и т.д. Словом, жить сегодня обособленно, во всем соблюдая букву закона, просто невозможно.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления...» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к обязанностям районной муниципальной власти, а к вопросам поселений — организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, причем отсортированного по категориям — стекло, бумага, пластик, пищевые остатки и т.д. В идеале все это должно свозиться на полигон твердых бытовых отходов, но его строительство – дорогостоящее удовольствие, оно затянулось в районе на долгие годы. Вот и получается, что ни одна, ни другая сторона в силу различных обстоятельств решить целиком эту проблему пока не может. Свалка в райцентре – яркий тому пример. Существует она, как и в любом другом селе, тоже незаконно. Причем у всех на виду.

Место для свалки было определено по решению райисполкома еще в 1964 году. Трудно, конечно, сказать, какими соображениями руководствовалась прежняя власть, но для нынешней – как районной, так и поселенческой – полигон стал бельмом на глазу. В последнее время вокруг этого «шедевра» человеческой цивилизации разгорелся нешуточный спор — кому именно следует навести там необходимый порядок. Беда еще и в том, что расположена свалка на территории водоохранной зоны реки Кумы и представляет в сорокаградусную жару настоящее экологическое бедствие, что следует из акта специалистов восточного комплексного отдела министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК, составленного в июле нынешнего года: «Свалка не имеет ограждения, обваловки и является источником загрязнения подземных и поверхностных вод. С 1993 года планировалось ее закрыть и провести работы по рекультивации территории, по настоящее время она эксплуатируется...».

– Рекультивация – довольно сложный в финансовом отношении вопрос, он не решается одним махом, но элементарный порядок администрация села навести там обязана! Мусор ведь с местных подворий сюда свозится, а не со всего района, рассуждает заместитель главы администрации Левокумского муниципального района Владимир Чуев. – В других селах эту проблему решают, не уповая на чью-либо помощь. Ясно и то, что строительство нового полигона твердых бытовых отходов – дело далекой перспективы, на что потребуется не менее 80 миллионов рублей... Так что ждать пока нечего.

– В настоящее время на свалке действительно пора навести порядок, но сельская администрация не может туда вкладывать бюджетные средства, ведь это будет считаться нецелевым их использованием, – выдвигает свои не менее веские аргументы глава села Левокумского Виктор Слуцкий.

Когда в товарищах согласье есть…

В Арзгирском районе эту проблему решают очень просто – за счет субсидий, предоставляемых из бюджетов поселений. Советом муниципального района был утвержден порядок их расчета, перечисления и использования. Размер вливаний в общую казну от поселений определяется на основе бюджета на очередной финансовый год. Затем эти средства распределяются между ними по единому нормативу в расчете на одного жителя. Кроме этого, на общие цели могут быть, согласно решению Совета, направлены деньги, выделяемые федеральным или краевым бюджетом, из резервного фонда муниципального района, дополнительно полученные доходы и т.д.

В Арзгирском районе совместно теперь решается ряд жизненно важных для всех поселений вопросов: использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, оказания на всей территории муниципального района скорой медицинской помощи, организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов...

Показательным может быть пример и других ближайших соседей – буденновцев. Там сохранили предприятие жилищно-коммунального хозяйства и приняли его по решению Совета муниципального района из государственной в муниципальную собственность. В свою очередь, Советы депутатов муниципальных образований заключили с ним договоры на сбор и вывоз бытовых отходов.

Это же предприятие занимается работами по содержанию свалок. Естественно, поселения делегируют району не только свои полномочия в решении этих вопросов, но и предоставляют субвенции, согласно смете расходов. Их размер опять же рассчитывается, исходя из единого норматива, устанавливаемого в зависимости от численности населения. Обывателю эти подробности вряд ли нужны, поэтому скажу проще – в каждом из названных районов сегодня эту проблему решают по-своему, но одним и тем же способом — объединив усилия всех уровней власти.

Татьяна ВАРДАНЯН