00:00, 29 июля 2008 года

В России увеличивается число злостных алиментщиков

В долгу перед чадом

В России существует серьезная проблема — злостные алиментщики, с которых годами невозможно взыскать ни копейки на содержание родных детей. Проблема возникла не вдруг, во все времена существовали нерадивые «родители», относящиеся к ребенку не лучше, чем кукушки к своим птенцам. Но в последние годы эта проблема приобрела невиданный размах. Еще в мае главный судебный пристав России Николай Винниченко заявил, что в стране насчитывается 10 миллионов злостных алиментщиков, а их общая задолженность перед своими детьми составляет около миллиарда рублей. И отметил, что сумма задолженности практически не меняется из года в год, точно так же, как не меняется и количество исполнительных производств.

Не надо объяснять, что от такой «забывчивости» страдают дети, которых горе-мамаши и папаши, особенно если алиментщиками являются оба родителя, зачастую лишают возможности нормального существования. Видимо, поэтому с февраля нынешнего года государство с удвоенной силой взялось за разного рода должников, внеся изменения в УПК РФ. Теперь уголовные дела по «больной» алиментной 157 статье УК РФ перешли в подследственность органов дознания службы судебных приставов. Правда, наказание «кукушек» ждет не очень строгое — обязательные или исправительные работы или арест на срок до трех месяцев. А еще «холодным душем» для злостных алиментщиков станет невыезд за границу, невозможность оформить загранпаспорт и т. п. Но эта мера устрашения действенна только для состоятельных родителей, а маргиналов, среди которых алиментщиков в разы больше, этим не проймешь - за рубеж они все равно не ездят.

Лишенцы

Надежду и Сергея Х. из станицы Расшеватской невозможностью съездить в Куршавель точно не напугаешь. Как и невозможностью получить загранпаспорт — даже свой, российский у главы семейства давно утерян. Пожалуй, единственная угроза, которая может произвести впечатление на супругов, - обещание лишить их выпивки. Именно из-за пьянства родителей четверо отпрысков четы - 15-летняя Катя, 14-летний Дима, 7-летний Данил и двухлетняя Валюшка - оказались в сиротских приютах. Мама и папа выбрали бутылку вместо детей и летом прошлого года были лишены родительских прав. И — с глаз долой, из сердца вон. За год, что дети пробыли в казенных домах даже мысли о том, чтобы навестить своих кровинушек, отвезти гостинец у супругов не родилось. Да и установленную судом половину заработка перечислять детям в виде алиментов Сергей с Надеждой не торопились. Как не горели желанием трудоустроиться на «нормальную» работу со стабильным зарплатой. «Пахать» от звонка до звонка — не для них. Супругов вполне устраивают поденные «шабашки»: энную сумму получил, и несколько дней можно «праздновать». В итоге они «задолжали» своим детям более 25 тысяч «алиментных» рублей.

- Мы дважды предупреждали Х. о том, что если они не будут выплачивать средства на содержание своих ребятишек, то могут быть привлечены к уголовной ответственности, - рассказывает старший судебный пристав Новоалександровского районного отдела УФССП по СК Юрий Чернеев. - Но им все — как с гуся вода. В мае мы возбудили в отношении супругов уголовные дела за злостное уклонение от уплаты алиментов.

Детские судьбы

С четой Х. я встретилась в суде — их уголовное дело слушалось в особом порядке: вину свою нерадивые родители признали, наказание в виде обязательных работ приняли безропотно. Но надежды на то, что их детям «капнет» какая-то копейка, честно говоря, нет — вся «прибыль» от наказания пойдет в доход государства.

Из всех детей Надежды и Сергея по большому счету повезло лишь малышке Вале. Вернее, уже не Вале. Девочку, которая, кстати, серьезно больна, удочерили хорошие люди, дали ей свою фамилию и другое имя и сейчас они заботятся, чтобы ребенок рос здоровым и счастливым. Сложнее с другими детьми. Как рассказала директор Григорополисского детского дома Елена Немцева, Катя, Дима и Данил ребята неплохие: отзывчивые, добрые, общительные. Но, к сожалению, педагогически запущенные. Больше всего хлопот с Катей — она, привыкшая к неограниченной свободе, отсутствию дисциплины и распорядка дня, убегает из детского дома. Дважды ее находили и возвращали — девушка, видимо, скучая по маме и папе («ненужные» дети, как правило, любят родителей и прощают им все грехи, несмотря ни на что), стремится в отчий дом.

- С Катей мы много разговаривали о ее будущем, - говорит Е. Немцева, - и надеюсь, она образумится, и все у нее будет хорошо. А ее родители... Мы направляли им письмо о том, что они имеют возможность восстановить свои родительские права. Для этого нужно только изменить свой образ жизни. К сожалению, этим правом они не воспользовались...

Неизвестно, образумятся ли супруги Х. после того, как в их биографии появилась строка «судимы». Надежды на это мало. Как и на то, что отныне они перестанут ходить в должниках перед собственными детьми. И таких горе-родителей по стране очень и очень много. Решить проблему детей, попавших в беду, помогло бы создание государственного алиментного фонда. Об этой идее, которую в свое время выдвинула ФССП России, ныне очень много говорят в обществе. Суть проста - фонд будет автоматически компенсировать алиментные обязательства неплательщиков перед взыскателями из госбюджета, а потом государство взыщет эти деньги с должников в порядке регресса. И тогда детям не придется годами ждать, пока мама или папа соизволят раскошелиться на их содержание.

«Родить и забыть»
Газета «Ставропольская правда»
29 июля 2008 года