00:00, 23 июля 2008 года

Как воспитать яркую индивидуальность

Ученые считают, что детский мозг развивается до 5-6 лет, далее следует лишь процесс накопления и усвоения информации. В школу ребенок приходит уже сложившейся личностью, где лишь корректируют заложенное. Именно поэтому современные системы воспитания основываются на том, чтобы максимально уделять внимание развитию интеллекта именно в самом младшем возрасте. К сожалению, редко какой детский сад может дать полную развивающую программу, и не каждый родитель имеет достаточно знаний и свободного времени, чтобы посвятить его творческим играм и занятиям с чадом, поэтому самые продвинутые мамы и папы доверяются профессионалам и обращаются в специальные студии.

Немало таких организаций и в Ставрополе. Отдельная студия или ее филиал есть практически в каждом районе города. Просто большинство из них достаточно бедны и не могут позволить себе отдельных зданий и вывесок. Лучшая реклама для них - мамочки, которые делятся между собой впечатлениями. При этом ставропольские студии очень разные. Они отличаются по цене, программе, возрастным группам, используемому развивающему материалу.

Один из самых дешевых вариантов - от ста рублей в час. Занятия проводятся дважды в неделю в благоустроенной комнате, арендованной в каком-нибудь детском учебном заведении. Малышей, как правило, берут от двух лет. Иногда от года. Группа состоит из 5-7 человек, а занимаются с ними методист и воспитатель. Урок строится по принципу: играем-занимаемся-двигаемся. Здесь деток учат алфавиту, цветам, рисованию, лепке, умению клеить аппликации. Поют вместе песни, читают стишки. Играют в подвижные игры. В моем случае была студия, где уроки сопровождались аккомпанементом на пианино. Может быть, поэтому они сильно напоминали занятия в детском садике. Однако сыну живая музыка очень нравилась. Меня же не устроил их подход к методическому материалу, а именно бедность и экономия. Например, часть инвентаря, принадлежностей пришлось для студии купить, часть каждый раз приносить с собой.

Развивающая студия подороже - от 150 рублей за час. Отличается от выше описанной, в первую очередь, инвентарем. Например, это переделанная под студию трехкомнатная квартира или арендованный офис с приличным ремонтом. Здесь большое внимание уделяется внешнему дизайну и спортивно-развлекательным игрушкам. Например, установлена комнатная детская площадка, стены увешаны красивыми плакатами. Занимается с воспитанниками педагог, как правило, бывший сотрудник детского сада или выпускница педагогического университета. Предлагаемая программа примерно та же - кубики Зайцева, физическая нагрузка, упражнения на развитие моторики, рисование, лепка, но с использованием разнообразных учебных пособий. Урок опять же строится по принципу чередования - по пять минут на каждое упражнение.

В штате таких организаций состоят не только методисты и воспитатели, но и администраторы, психологи, узко направленные педагоги, например, учителя рисования. Как правило, подобные учреждения работают круглую неделю, что позволяет выстраивать индивидуальные графики. Уроки стоят от 200 рублей в час. А принимают деток от полугода!

- Мы не растим вундеркиндов, а работаем с любыми детьми, - рассказывает руководитель негосударственного образовательного учреждения «Академия алфавита» Юрий Филев. - Наша цель – воспитать яркую личность. Каждый ребенок проходит через так называемые сенситивные периоды - это особые периоды сверхчувствительности к чему-либо. Наша задача – наблюдать за ним и давать возможность заниматься тем, что ему в данный момент интересно. И ни в коем случае нельзя дошкольника обездвиживать, сажая за парту, и учить насильно. Мы организовываем подготовленную среду, в которой малышу интересно познавать мир и развиваться.

Сейчас самые «продвинутые» студии часто используют методики итальянского педагога, математика и врача-педиатра Марии Монтессори.

Созданные сто лет назад, в нашей стране они начали применяться только в 90-е годы прошлого века. Их основной постулат – свобода выбора. Например, можно поучиться завязывать шнурки и застегивать пуговицы на специальных рамках с 12 видами застежек. Или почистить ботинки – по алгоритму, здесь же есть и весь инвентарь. В сенсорной зоне расположены материалы для развития восприятия размера, объема, цвета, запаха, звука и вкуса. И так далее.

- Я не утверждаю, что каждый родитель должен водить своего ребенка в студию. Но дома очень не просто создать необходимую развивающую среду, - замечает Юрий Филев. - А ведь мы должны дать малышу возможность выплескивать не только мышечную энергию, но и интеллектуальную, предоставлять новые впечатления, которые и развивают мозг. Цель Монтессори-материалов – ребенок до всего должен дойти сам.

* * *

Напоминаем, что вы также можете принять участие в создании рубрики «Мой малыш». Присылайте фотографии своих детей, рассказывайте интересные истории, задавайте вопросы. Пишите нам по адресу:

г. Ставрополь, ул. Спартака, 8, «Ставропольская правда», или

по электронной почте  gazeta@stapravda.ru с пометкой «Мой малыш».

* * *

Фотоконкурс

На фото: Вася Никитин открыл купальный сезон. Фото Кристины Чернявской.

«Фантазии в пеленках»
Газета «Ставропольская правда»
23 июля 2008 года