00:00, 22 июля 2008 года

«Величит душа моя Господа»

На ее женскую долю выпало немало житейских испытаний, но с гибелью среднего сына Владимира (юноша утонул в 16 лет, будучи уже абитуриентом МГУ) жизнь Ольги Николаевны полностью изменилась. Посещение святых мест, которых и в России немало, стало для нее жизненно важной необходимостью: только в храме она могла отойти от мирской суеты, успокоить душу... В Москве, дважды в год бывая в гостях у Саши, она непременно отстоит службу в Троице-Сергиевой лавре. Но желание поклониться Гробу Господнему для матери, пережившей такое горе, имело особый смысл.

…В аэропорту паломников из России встречали радушно. Прямо у трапа самолета пассажиров ожидал экскурсовод с фамильными трафаретками. Они отыскали свои, и все пошло как по маслу: тут же подали микроавтобус, который доставил к большой комфортабельной гостинице в центральной части города. Каждому предоставили отдельный номер. Сервис здесь, в чем пришлось убедиться уже в первые часы пребывания, был на высшем уровне.

О Назарете, где ангел возвестил Деве Марии о чудесном рождении сына, раньше рассказывать ученикам воскресной школы - она ее организовала при церковном приходе в родном селе Левокумском несколько лет назад - Ольга Николаевна Панасенко могла только по картинкам. А теперь этот город - одна из главных святынь христианства - был перед ней как на ладони.

За семь дней она ни разу не пожаловалась сыну на усталость или недомогание и в свои семьдесят чувствовала себя прекрасно, несмотря на то, что пешком пришлось исходить многие святые места на Земле обетованной. Не всякий даже физически здоровый человек это выдержит! Восхождение на Сорокодневную гору, спуск в громадное ущелье, путешествие по монастырям и в Иудейскую пустыню - все это лишь небольшая часть экскурсии, которую должны были совершить паломники. В Назарете побывали в церкви Благовещения. Ее купол высотой в 57 метров виден из любой точки города. Здесь когда-то Дева Мария и получила Благую Весть.

- Изумительная мозаика, скульптуры и огромные витражи с ее изображением завораживают взгляд, - будто заново переживая свои впечатления, говорит Ольга Николаевна.

А в Иордане всех ждали новые картины: над священными водами «реки жизни» склонились плакучие ивы, берега, сплошь покрытые диковинным кустарником и цветами, напоминали райский уголок. В изумрудной воде Иордана плавают рыбы, но настоящим чудом ей показалось коралловое дерево. Даже на фотографиях и слайдах, которые теперь в красках напоминают о той поездке, оно выглядит сказочно: представьте себе совершенно оголенные ветви без листочков, а на них гроздями размером в ладонь алые цветы... Там, где Господь принял Крещение, теперь окунаются паломники — так сбылось одно из желаний матери и сына.

Самой маленькой паломнице не было и годика. В автобусе девочка постоянно плакала, и родители объяснили, что у дочери с рождения серьезные проблемы со здоровьем, лечили ее не только в лучших российских, но и в зарубежных клиниках. Почти безуспешно. И вот еще одно чудо произошло фактически на глазах у всех, кто был рядом: после того как родители омыли ребенку иорданской водой руки и ноги, она не только перестала плакать, но и в пути к следующей Святыне жизнерадостно всем улыбалась.

Монастырь Иоанна Крестителя находится на месте дома его родителей — праведных Захарии и Елисаветы. Сюда по горным тропинкам пришла Дева Мария из Назарета Галилейского, узнав, что станет матерью, - теперь паломники повторяют ее путь. Здесь бьет ключ, к которому она ходила за водой, где и прозвучали известные слова «Величит душа моя Господа…» - молитвы, написанной на стенах внутреннего дворика церкви более чем на сорока языках.

- Но люди здесь понимают друг друга с полувзгляда,- говорит Ольга Николаевна, - а иначе как объяснить такое внимание и уважение?

Автобус прибыл с опозданием, служба в храме Вознесения в Иерусалиме уже закончилась, и Ольга Николаевна очень огорчилась. Подошел священнослужитель и спросил, о чем ее печаль.

- Мне так хотелось причаститься именно здесь.

Он, не раздумывая, ответил:

- Я не хочу, чтобы вы печалились, готов причастить вас прямо сейчас…

Монастырь Святого Георгия в Иудейской пустыне - одна из остановок паломников. И это удивительное место можно разглядеть на фотографии за спиной Ольги Николаевны, которую сын сделал на память. Монастырь, навечно слившийся со скалой, стал местом такого же вечного пребывания для монахов-отшельников. В разломах скал где-то внизу день и ночь они отмаливают у Бога грехи человеческие. Хлеб и воду им спускают на длинной веревке, если пищу богомолец не забирает, значит, его пора хоронить…

Чтобы попасть на территорию Палестины, в Вифлеем, паломникам пришлось пересечь границу - проблем с этим не было, ведь обо всем договаривался экскурсовод. Город, в котором родился Спаситель, находится на гористой возвышенности, на высоте 800 метров над уровнем моря. И после Иордана, впадающего в Мертвое море, - самую глубокую впадину на планете, такое путешествие для людей со слабым здоровьем было ощутимо. Александр постоянно интересовался:

- Ну, как ты мама?

Она отвечала счастливой улыбкой.

В Иерусалиме, этом духовном центре мира, где три главные религии сосуществуют, мать и сын побывали не только у Стены Плача, оставив там свои «письма надежды», но и молились в храме Гроба Господня. Плита на ложе Спасителя всегда остается влажной, и эту священную влагу каждый старается промокнуть платком или салфеткой, чтобы прикоснуться к чему-то светлому и вечному. Любой паломник мечтает сюда попасть в Великую субботу, чтобы увидеть сошествие благодатного огня, но не так-то просто протиснуться сквозь толпу, чтобы увидеть это чудо. Матери и сыну удалось зажечь от него свечи, поднести к лицу. Впервые Ольга Николаевна ощутила настоящую благодать: по щекам ее текли слезы. Держа перед собой свечу, сквозь огоньки пламени она посматривала на Сашу и молила Бога только об одном - чтобы даровал всем детям и внукам здоровье и счастье. Ради этого она готова пройти самый длинный и трудный путь в своей жизни. А на Святой Земле, говорят, желания исполняются непостижимым, удивительным образом…