00:00, 19 июля 2008 года

Дресс-код «Модного приговора»

А знаете ли, смотреть эту передачу интересно: она не столько нас «одевает», сколько «раздевается» сама. Да ведь на современном телевидении все так. Что бы нам ни показывали, мы непременно угадываем обратную сторону медали, которая осталась за кадром. Она-то - правда - и заставляет нас задавать вполне существенные вопросы и искать на них не менее существенные ответы. Тут следует напомнить, что нынешнее российское телевидение (и это ни для кого не секрет) в основном работает по американской бизнес-модели. В Европе же существует общественное телевидение. Преследуя коммерческие интересы, наше ТВ производит для нас «нечто». Разумеется, «Модный приговор» не столь наивен, как кажется, и прежде всего имеет в виду все ту же коммерческую цель: магазины завалены вещами, идите и покупайте! Таков закон общества потребления. Там, где перестают покупать, «самодостаточный рынок» впадает в панику и терпит поражение. Финансовый кризис в Америке начался с того, что кредиты едва ли не насильно стали выдавать даже самым некредитоспособным гражданам, только бы шли и покупали. Страшнее всего в рыночной одиссее - расстаться с инстинктом потребления. Собственно, и все телесериалы, за редчайшим исключением, преподают нам уроки сладкой жизни, приперченные для остроты ощущений мелодраматическими страстями, контрольными и бесконтрольными выстрелами.

Нас буквально гипнотизируют: и гламурные журналы, и желтая пресса, и реклама внушают - делайте, что хотите, только зайдите в наши магазины! Рефреном «Модного приговора» звучит то же самое: идите в магазин и оторвитесь по полной программе!

Кто смотрит эту передачу? Молодые женщины, сидящие дома с детьми, пенсионерки, завзятые модницы. Аудитория немаленькая. И что же? Постигают милые женщины «Модный приговор», просвещаются, но затем по дороге в престижный магазин в какой-то момент сворачивают к рынкам и покупают все те же китайские товары. Пусть сшито наспех, зато дешевле, подумаешь! Весь мир одет в китайские джинсы, кроссовки, маечки, куртки. Не случайно же все персонажи «Модного приговора» на первое место выставляют несветские аргументы: «комфортно, удобно, недорого!». Но секрет в этой передаче есть, и не потому даже, что там про моду, а потому, что про людей и их судьбы. Телесюжет выстроен в форме суда с непременным состязанием сторон: обвинитель (Эвелина Хромченко), защитник (Арина Шарапова) и судья (Слава Зайцев). А на суде, понятно же, надо говорить правду и только правду. Знакомясь с недостатками гардероба наших сограждан, мы знакомимся и с их печалями, бедами, проблемами, детьми и родственниками. Ситуации бывают настолько драматичными, что искренний Зайцев, случается, и разволнуется до слез. В этом главное достоинство передачи - беззлобность и задушевность. И герои - не подставные актеры, а вроде как люди с улицы. Правда, кое-кто сомневается в беспристрастности ТВ-отбора, в подарок-то как-никак выдается три комплекта дорогой стильной одежды. Но все равно герои передачи - вполне живые и настоящие: толстые и худые, молодые и старые, капризные и обаятельные и явно не жители Рублевки. Коллективный женский портрет современной России.

Самый интригующий момент наступает, когда подсудимые «Модного приговора» отправляются к стилистам. Золушка да превратится в принцессу! Тут уж на генетическом уровне нас поджидает искушение чудом. Однако не всегда оно происходит. Мода, конечно, условность, но далеко не условность - диктатура моды. Дисгармония, «эстетика безобразного», эпатаж - эти черты нашего времени находят отражение и в моде. Подол юбки хитроумно заверчен вкривь-вкось, и волосы обязательно чтоб на глаза, а уж оголенные пупки и почки... Врачи жалуются: процент женских заболеваний резко возрос, пропорционально им - количество нерожденных детей. Впрочем, отдадим должное: «Модный приговор» не пропагандирует и не любит голый живот. Тут другая страсть - «зона декольте», корсажное белье, сексуальность (куда ж без нее!).

Так что же такое передача «Модный приговор»? Получается так: вполне симпатичные люди всем хотят добра. Вот оденем классно и стильно женщину, чтобы все на нее смотрели и «пялились», и тогда изменится ее судьба. Появится муж, будут успешная работа, поездки, театры, светские рауты. Обязательно будут... Когда многомудрая Эвелина, редактор гламурного журнала, говорит, что женщина пришла в мир, чтобы быть красивой, я ей верю. Да и ничего такого нового она, в общем, и не сказала. Но в уме я все же держу догадку о том, что и эта передача, и ей подобные - не что иное, как борьба за расширение рынка, сведение всего и вся на уровень товаров, соблазнительнейший из которых - женщина с ее ножками на высоких каблуках и зоной декольте. Вывод прост и понятен: если у живого товара одежка плоха, плох и товар.

Так шаг за шагом мы соглашаемся на подмену: жажда успеха заменяет поиск смысла. Но успех - вещь коварная, крысиные бега за ключик к сейфу могут ведь закончиться плачевно. Да, многие люди нуждаются в том, чтобы изменить свою жизнь. Кому-то для этого достаточно сменить фасон юбки, а кому-то... как тут не вспомнить чеховское: «...и лицо, и душа, и мысли...»?

Заканчивается «Модный приговор», за ним начинаются сериалы, а там... Язык персонажей «ниже пояса», пистолеты и удары в пах... Выключаешь телевизор, открываешь окно. Врывается жизнь. Звуки летящих машин и мат-перемат юношества, перемещающегося куда-то по своим делам. А в голове назойливо звучит фраза из передачи: «Надо обязательно соблюдать дресс-код и не сдаваться!»...