00:00, 19 июля 2008 года

Автостоп - дешево и реально

Правила начинающего автостопщика

Повидать мир, не имея больших денег, реально - доказано практикой автостопа.

Путешественником с большой дороги может стать любой, кто не считает, что за все удовольствия нужно платить деньгами, и не настолько горд, чтобы гнушаться чужой помощью. И, конечно, без некоторой доли авантюризма тоже не обойтись. А чтобы не попасть в неприятную ситуацию, необходимо знать несколько основных правил автостопа.

Нужно помнить, что автостопщик едет не как клиент, а как друг, всегда готовый составить компанию, разделить тяготы дороги и оказать посильную помощь. К примеру, если в дороге ломается машина, настоящий автостопщик не будет сидеть в кабине, где сухо и тепло, а постарается помочь водителю или хотя бы поддержит морально.

Путешествия «стопом», как и все другие, предполагают некоторую долю риска, может быть, даже опасности. Однако, по словам бывалых автостопщиков, шансы стать жертвой какого-нибудь маньяка на дороге не выше, чем в городе. Зато имеется реальная угроза попасть в аварию. Чтобы снизить этот риск, нужно взять себе за правило не садиться в машину с пьяным водителем или латентным самоубийцей (что видно даже по манере вождения), всегда пристегиваться ремнями безопасности, не расслабляться и приглядывать за дорогой и водителем.

В-третьих, как показывает практика, автостоп «в двойках», то есть по двое, безопаснее, чем в одиночку. Правда, в этом случае отметается значительное количество транспорта с одним сидячим местом. Зато одним из преимуществ можно считать возможность ехать круглосуточно: пока один спит, другой поддерживает беседу с водителем.

Для первого опыта лучше выбирать маршрут небольшой протяженности (100-200 км), который дублируется автобусами и маршрутками (на всякий случай).

Кстати, голосовать на дороге тоже нужно уметь. Во-первых, нужно правильно выбрать позицию на дороге. Для этого лучше останавливаться на ровном участке трассы без поворотов, чтобы голосующего было видно издалека и у водителя было время затормозить. Во-вторых, нужно правильно жестикулировать: самый простой и популярный жест — рука с раскрытой к водителю ладонью, поднятая перпендикулярно телу. Американский вариант — кулак с оттопыренным вверх большим пальцем — в России не прижился. Голосовать ночью можно с помощью налобного фонаря или катафота (светоотражателя). В-третьих, много значат энтузиазм и жизнерадостность в облике голосующего. Никто не захочет брать в попутчики хмурого или унылого незнакомца.

И о ночевке. Переночевать можно в палатке, если таковая имеется. В крупных населенных пунктах можно попроситься на ночлег в больницу, на телеграф или в другие круглосуточные заведения. В сельской местности можно обойтись стогом сена или попроситься к кому-то из местных жителей. Но наиболее действенный и безопасный вариант – поиск ночлега у родственников или знакомых. Еще способ – при встрече с другими автостопщиками обменяться телефонами людей, которые могли бы пустить на ночлег.

* * *

Байки с большой дороги

«Дух Трассы, возьми под свое покровительство вольных путешественников и подари нам удачную дорогу, добрых водителей и хорошую погоду…». Примерно так начинают свое путешествие многие автостопщики.

Дух Трассы – их главный бог и покровитель. С ним надо быть вежливым и благодарным: дарить подарки (например, фенички, привязанные к дереву), подкармливать недоеденным бутербродом. К нему обращаются в начале пути и прощаются в завершение путешествия.

Автостопщики – отдельный народ, племя, со своей религией, божествами, законами и обычаями. Основная их цель – целыми и невредимыми добраться до выбранного пункта. А для ее осуществления придумываются разные приметы и обычаи. Например, подсаживаясь в остановившуюся машину, обязательно надо напомнить водителю о старой доброй примете: увидеть автостопщика на дороге – к удаче, а если его еще и подвезти, то счастье прямо-таки обрушится на водителя и его машину. По мнению автостопщиков, всех водителей можно классифицировать следующим образом.

Основной и самый распространенный тип – дальнобойщики. Попутчиков берут охотно, даже по нескольку человек. Обеспечат водой и хлебом, а вот «зрелищ» будут ждать от вас. В обмен на гостеприимство, скорее всего, придется несколько часов поработать радиоприемником, спасая водителя от скуки. Так что следует запастись историями, пополнить песенный репертуар и на время свыкнуться с ощущением, что вы — раздражающий фактор, не дающий водителю заснуть за рулем. Большой минус езды с дальнобойщиками – частые остановки, загрузки-разгрузки и поломки.

Следующий тип – люди с богатым прошлым или неформалы. Они сами не прочь попутешествовать, им есть что вспомнить и рассказать случайным попутчикам. При наличии свободного места в машине подберут без проблем.

Если водитель всю дорогу пытается выяснить, куда едете, зачем вам это надо, что необычного случалось в пути, значит, он относится к типу «интересующихся». Такому можно сказать, что вы путешествуете группой, но разделились на команды и наперегонки добираетесь до конкретного места. Азартный водила не только согласится подвезти, но и домчит с ветерком.

Есть и «люди, которые молчат». По какой причине они подбирают случайных попутчиков, узнать очень трудно, так как они крайне неразговорчивы. Бывает и так, что «стопщиков» подвозят из благодарности к судьбе.

Вообще невероятных историй на дороге встречается великое множество. Вот одна из них. Однажды девушка подсела к дальнобойщику. Разговорились. Вопросы: откуда родом? где живешь? кто родители? привели обоих к шокирующему выводу. На трассе, где проезжают тысячи машин, попадаются сотни случайных попутчиков, в одной кабине КамАЗа совершенно случайно встретились родные отец и дочь.

Или другой случай: «Из всего проезжающего мимо отреагировал только мотоцикл. Меня любезно посадили в люльку и долго катали, показывая местные красоты. Смеркалось. Мы остановились на ночлег в каком-то лесу. Молодая семья оказалась ячейкой общества толкиенистов… Пока они всю ночь точили мечи и стрелы, я мысленно прощался с жизнью».

Степень забавности историй зависит прежде всего от водителя и, конечно же, от вида транспорта. Согласитесь, что может быть веселее забиться втроем в будку трактора к гостеприимному водителю, везущему из Ставрополя в Краснодар несколько тонн «кирпича». Веселья хватило на пять часов.

* * *

На колесах едет дом...

Идею путешествовать на автомобиле, при этом не отказывая себе в комфорте, предложили практичные американцы. Сегодня ею пользуются во многих странах мира.

Передвижные фургоны появились еще во времена освоения Дикого Запада, а первые «моторные квартиры» - незадолго до Второй мировой войны. Причем, отвечая на запросы покупателей, одновременно выпускаются и крошечные халупы, и шикарные хоромы - с несколькими спальнями, площадью с просторную квартиру. В более консервативной и оседлой Европе эта идея первоначально не прижилась, однако в 50-е годы ХХ века начался туристический бум, и подобные кемперы появились и в Старом Свете. Политические перемены 1990 годов принесли их и в Россию. Стоит такое удовольствие от нескольких десятков тысяч долларов.

Самый простой и непритязательный вариант - одноосные прицепы, которые складываются во время транспортировки. Их может везти даже малолитражка. У такого дома мягкие стены из прочной непродуваемой синтетики растягиваются на алюминиевой раме вручную или с помощью электропривода. Такие домики могут быть рассчитаны аж на шесть человек. В их распоряжении могут быть самые необходимые удобства: умывальник, холодильник, газовая плита, простенькая мебель.

Следующий вариант - небольшое бунгало на колесах из более жестких материалов - от простого пластика до «бутер-брода» из алюминия, фанеры и теплоизоляционных материалов. Кузов такого домика смонтирован на прочном шасси, имеются собственные тормоза. На стоянке некоторые из таких домов можно увеличить практически вдвое.

Однако езда с таким прицепом требует специфических навыков и мощного тягача. Поэтому радикально решает проблему настоящий самодвижущийся дом на базе микроавтобуса, в нескольких отделениях которого можно разместить не только кухню и душ, но и отделанные натуральным деревом комнаты, и оснащенный интернетом передвижной офис. Само собой, вся отделка представляет собой слой в несколько миллиметров, а основой является тот же алюминий или сверхлегкий пластик - в таких домах все направлено на снижение веса и максимально рациональное использование пространства. Мебель складывается и убирается в ниши, жилплощадь увеличивается за счет раздвижных комнат и подъемных крыш. И, само собой, цена таких хором исчисляется уже не десятками, а сотнями тысяч долларов, приближаясь к цене настоящего «стационарного» дома.

«Мы едем, едем, едем...»
Газета «Ставропольская правда»
19 июля 2008 года