00:00, 16 июля 2008 года

Итоги проверки Счетной палатой краевого бюджета за 2007 год не радуют

Итоговое заключение Счетной палаты содержит немало любопытнейших моментов. Аудиторам удалось зафиксировать целый «набор» не просто отдельных проблем, а по-настоящему отрицательных тенденций в бюджетной политике края, которые, безусловно, тормозят его общее социально-экономическое развитие.

В частности, одной из принципиальных проблем, по мнению аудиторов, можно назвать невысокое качество макроэкономического прогнозирования. Из года в год прежнее правительство при подготовке бюджета существенно занижало основные прогнозные параметры, прежде всего по темпам инфляции, объему валового регионального продукта и др. Плохо просчитывались также показатели по объему сельхозпродукции, инвестиций, вводу жилья, индексу потребительских цен. Такое явное расхождение планов с фактами каждый раз в итоге приводило к заметным перекосам в исполнении главного финансового документа. И это в принципе не позволяло даже реально оценить темпы экономического развития региона.

Очевидны и проблемы, связанные с результативностью бюджетных расходов. Рост затратных статей регулярно сопровождался еще большим увеличением неиспользованных бюджетных остатков. Так, только в прошлом году на счетах зависла сумма в 1,8 млрд. рублей. И, как отмечают аудиторы, в том, что деньги не ушли по назначению, виноваты не только составители бюджета. Ни на одном из уровней не было и должного контроля за этими средствами.

К слову, о контроле. До сих пор остается открытым и вопрос прозрачности исполнения краевой казны. Трудно установить, насколько необходимы были многочисленные поправки расходов краевого бюджета. Только в затратные статьи в течение прошлого года было внесено порядка 42 тысячи изменений...

Давняя проблема Ставрополья – краевые и ведомственные целевые программы. Результаты проверки показали: суть программ фактически сводится лишь к декларации о благих намерениях, причем во многих случаях при полном отсутствии механизмов воплощения задуманного. Цифры говорят сами за себя. При реализации краевых целевых программ не были освоены средства в сумме 260,5 млн. рублей. Из 37 программ деньги были освоены только по девяти (!), при этом по трем программам не было потрачено ни копейки... По сути, загвоздка в том, что исполнение программ никак не регламентировано в сфере отчетности перед законодателями.

Тяжелым бременем для регионального бюджета по-прежнему остается и так называемая незавершенка. Вспомним, вокруг этого вопроса традиционно кипят серьезные страсти при утверждении бюджета и в правительстве, и в Госдуме СК.

Так, сметная стоимость всех недостроенных объектов в прошлом году достигла почти 37 млрд. рублей. При этом сумма, выделенная на «достройку», составила всего 2,4 млрд. Опять же наша газета неоднократно писала о том, что уже нормой стали срывы сроков ввода зданий в экс-плуатацию. В результате к началу этого года «незавершенка» представлена уже 351 объектом. На их завершение, по подсчетам Счетной палаты, потребуется не менее 16 лет, при условии что перечень не расширится. К слову, есть замечания и к самому списку. В нем нет информации о предполагаемой стоимости строительства и объемов «незавершенки». Получается, что просто невозможно проконтролировать, насколько справедливы и вообще необходимы суммы, выделяемые на тот или иной объект.

Все это, скажем так, лишь основные недочеты. Приплюсуем к ним результаты прошлогодних проверок дорожного хозяйства края, противоградовой службы и комитета по госзаказу, выглядевшие скандальными и шокирующими. В результате получаем очередное подтверждение уже звучавшему тезису о том, что программа экономического и социального развития края на 2003-2007 годы по многим пунктам фактически провалена. Это, к слову, и значится в первом выводе заключения аудиторов об исполнении бюджета-2007.

«Провальные пункты»
Газета «Ставропольская правда»
16 июля 2008 года