00:00, 9 июля 2008 года

Замаскированные «персоналки»

- Опять придется воевать с моими замами и помами, - хмуро говорил он. - Не очень-то и хочется, но вынужден. Ты, молодой, конечно, не помнишь, как при Хрущеве пытались запретить ездить на служебных автомобилях в нерабочее время всяким-разным начальникам. Такие проверки на дорогах устраивали – будь здоров! Кое-кто даже поста лишился из-за этого, у некоторых машины отобрали. Правда, потом власть поменялась, и в эпоху Брежнева начальники снова обзавелись «персоналками». Теперь наш земляк, кажется, опять за них взялся. Ты не знаком с недавним постановлением правительства о новом порядке использования служебного транспорта?

Я ответил, что, мол, не в курсе, в командировки на автобусах езжу.

В это время в кабинет зашел главный механик автобазы, и оба стали обсуждать документ. Предварительно они уже его, как говорится, обмозговали и сошлись во мнении, что останется лишь одна персональная служебная легковушка –председателя. Остальные руководители, полагал главный кооператор района, станут пользоваться дежурной машиной. В порядке очереди. Механик, правда, пытался возразить, дескать, начальники отвыкли от такого способа передвижения, но шеф был неумолим.

- Ничего, не баре, подождут, - резюмировал он. – Надо будет выехать по делам в село, пусть автобусом добираются. А в райцентре можно и пешочком пройтись, полезнее для здоровья. Правда? - повернулся он ко мне, очевидно, ища поддержки.

Я промолчал. Служебное авто меня не волновало, потому что стать обладателем «персоналки» казалось несбыточной мечтой. Да и, откровенно, никогда не душила «жаба» при виде знакомых, разъезжавших на машине с водителем. Чего греха таить, сам не единожды просил у них автомобиль для своих целей и почти никто не отказывал. С другой стороны, председатель, конечно, во многом был прав. Если бы «персоналки» использовались только в служебных целях… Увы, зачастую они становились фактически личным транспортом. Поутру авто доставляло чиновника на работу, а затем водитель превращался в извозчика. Только и успевал крутить баранку – школа, рынок, магазин, аптека, дача… И так день-деньской. Начальник сидел на собраниях-заседаниях, а «персоналка», не зная передышки, глотала бензин и работала на износ…

Я засобирался по своим командировочным делам, однако председатель попросил еще немного задержаться. Возможно, он искал во мне союзника. Я же обратил внимание на механика – тот слушал шефа, но видно было, что не во всем он с ним согласен. Наконец, не выдержав, спросил, мол, а что с остальными легковушками делать? Их ведь больше десятка. Неужели продавать? Хозяин кабинета задумался. Действительно, куда девать столько лошадиных сил? Если машины будут простаивать, этого не поймут ни рядовые кооператоры, ни ревизоры из края. Сделают вывод, что транспорт не нужен. Ну а если завтра высшая власть снова поменяется и постановление окажется никому не нужным, тогда что? Взвесив все «за» и «против», председатель дал механику задание: покумекать, как использовать автомобили так, чтобы с ними не расставаться.

Минуло какое-то время, и журналистские тропы опять привели меня в этот район. Ну как было не повидаться с главой тамошней кооперации? Выглядел он молодцевато. Поговорили о разном, вспомнили и о служебном транспорте. Мой собеседник сообщил, что главный механик стал одним из его замов. А все потому, что умело справился с задачей: ни одной легковушки не продал, все они по-прежнему бегают. Парень оказался с головой, хотя пришлось выбирать, образно говоря, между молотом и наковальней, ведь установка была однозначной: машины должны использоваться на полную катушку, чтобы ни одна проверка не заподозрила неладное.

Все гениальное просто. Автомобили замаскировали! Легковушки замов передали в распоряжение управления заготовок и переработки сельхозпродукции и обозначили желтой полосой – знак того, что они используются только в целях закупок излишков садов-огородов. Транспорт нескольких начальников стал дежурным – был утвержден круг лиц, имевших право ими пользоваться. Две «персоналки» замаскировали под специальные. Одна, как и прежде, обслуживала семьи начальников, другая, гостевая, предназначалась для высоких лиц из крайпотребсоюза, но, поскольку они наведывались редко, машиной часто-густо пользовались местные стражи порядка, закрывавшие глаза на автомобильные шалости кооперативных чиновников. Короче говоря, механик настолько творчески, с выдумкой поработал, что не подкопаешься. А председатель отрапортовал в край: постановление выполнено!

Спустя пару-тройку лет после краха «перестройки» я вновь оказался в том же райпотребсоюзе. Председатель вовремя ушел на пенсию, передав преемнику ворох долгов. Экономический кризис заставил спешно расстаться с балластом – им и стал автопарк. Некогда замаскированные «персоналки» продали по смехотворной цене. Лишь новый председатель как ни в чем не бывало разъезжал на «Волге». Собственно, кроме него, и разъезжать-то особо было некому. Здешняя кооперация, как, впрочем, и вся некогда мощная система, в условиях первоначально дикого рынка сдулась в одночасье, и многие начальники лишились не только служебного транспорта, но и насиженных кресел.

Анатолий БЕРШТЕЙН