00:00, 24 июня 2008 года

Предуборочное совещание на базе СХП «Джалга»

Первым делом «подкованные» экскурсанты пересчитали зерна в сорванном колоске, тут же определив урожайность. Говорят, на паровых площадях около 50 центнеров с гектара взять можно, а на полупаре и 35 – неплохо. А еще здешний председатель любит помаленьку экспериментировать, не на больших площадях, конечно, а так – науки ради. Вот, к примеру, среди «зерноградки», «донской юбилейной» и «прикумской» затерялось небольшое опытное поле – зеленое еще, словно по весне, остистыми колосьями ощетинившееся. С первого взгляда даже специалисты не сообразили – то ли пшеница это, то ли ячмень.

Оказалось, все-таки пшеница французской селекции. Привез главный агроном по осени несколько мешков – по 40 кг каждого сорта. Заинтересовала сельчан необычная норма высева, всего-то 80 кг на гектар. Решили попробовать – а для чистоты эксперимента не создавали ей никаких особых условий, даже удобрениями не баловали. В общем, захотелось посмотреть, как «француженка» в здешних каштановых почвах да еще на раскаленной солнцем «сковородке», при 50-градусной жаре себя поведет. Интрига сохранится до самого конца уборки - это поздние сорта.

Не удержался председатель «Джалги» и еще один свой секрет раскрыл: повез участников совещания на поле, где нежданно-негаданно решил проверить миф о преимуществах нулевой технологии. Дело было прошлой осенью, сев уже закончили. Проселочной дорогой возвращался с «заработков» из Калмыкии караван современной импортной техники. Остановились проезжие люди отдохнуть-перекусить, а их местные крестьяне тут же вопросами забросали. Те интересно им отвечали, рассказывали, как по писаному. Ткаченко кивнул на поле неподалеку:

- Давайте проверим, что у вас там за нулевая технология.

Уже через пару часов поле, щедро прикрытое соломой, было засеяно пшеницей. Сегодняшние экскурсанты - председатели да агрономы – поначалу приняли рассказ В. Ткаченко за шутку. Поле выглядело вполне прилично.

- Да у нас некоторые паровые участки в таком же состоянии, - удивились коллеги, - без вспашки, без удобрений и фунгицидов – возможное ли дело?

Доказательства, что возможно, находились под ногами – поле было сплошь покрыто почти разложившейся прошлогодней соломой: выходит, и впрямь не вспахано. Даже если оно и не даст рекордного урожая, все равно для местных крестьян поле это уникальное – поскольку производственные затраты на него составили минимум.

Хлебные поля ООО СП «Джалга» - это примерно 12 процентов от всего озимого клина района. Всего же, по данным начальника райсельхозуправления Анатолия Коваленко, труженикам Приманычья предстоит нынче убрать урожай более чем с 90 тысяч гектаров. В последнее время апанасенковцы все серьезнее работают с удобрениями – и во время сева, и по весне. А вот с комбайнами, по словам А. Коваленко, с каждым годом все сложнее: сейчас имеется 310 своих и ожидается 85 наемных. Конечно, привлечение «варягов» обходится в копеечку, но другого выхода нет, не каждому хозяйству по силам покупка новой техники. Впрочем, потихоньку технопарк все-таки обновляется, для этого приходится брать кредиты. Кстати, на совещании прозвучала парадоксальная, на первый взгляд, мысль о том, что сейчас самое время брать кредит и на выплату заработной платы.

Казалось бы, уже почти дождались урожая, причем неплохого, можно вздохнуть с облегчением. Но если в прошлом году крестьяне радовались, глядя на созревающий урожай, то в нынешнем скорее печалятся. Причина сей печали понятна. Достаточно вспомнить, что ровно год назад стоимость зерна составляла около пяти тысяч рублей за тонну. В нынешнем апреле цена на внутреннем рынке поднялась до рекордной отметки – 9,5 тысячи рублей. Потом она стала резко снижаться – из-за прогноза высокого урожая не только в России, но и во всем мире. Сейчас государство уже установило цену на зерно будущего урожая – 5,8 тыс. руб., а затраты на его производство выросли по сравнению с прошлым годом на 30-40 процентов. Вот и задумались крестьяне, а стоит ли продавать урожай прямо из-под комбайна, может, пусть оно полежит до лучших времен? Если есть, где лежать, конечно. В том же СП «Джалга» в прошлом году сдали в эксплуатацию мощный ток, строится еще один.

Много говорилось на совещании и о соблюдении техники безопасности, ведь ни один рекорд не стоит того, чтобы расплачиваться за него человеческими жизнями. Руководитель пожарной службы Василий Ивницкий напомнил о недопустимости сжигания стерни. В крае вопрос этот в последнее время ставится очень жестко и карается лишением разных льгот и материальных поощрений.

Новую силу обещает обрести традиционное соревнование на хлебных полях, к премиальному фонду районной администрации профсоюз АПК впервые нашел возможность сделать свою весомую добавку. Более того, глава администрации Апанасенковского района Александр Косолапов обещал для победителей новые звания и награды, и они тоже будут подкреплены солидными денежными дополнениями. Руководители хозяйств пока скромно планируют будущие доходы. По словам А. Коваленко, самый осторожный прогноз позволяет рассчитывать на получение 194 тысяч тонн зерна. Хотя всем, конечно, хочется догнать и перегнать год 1991-й, когда район собрал 313 тысяч тонн. Мечтать, как говорится, не вредно…

«Зарплату - в долг, зерно - в закрома»
Газета «Ставропольская правда»
24 июня 2008 года