00:00, 7 июня 2008 года

Родные люди

Поставить последнюю точку в решении этого вопроса Алексею так и не хватило мужества: в управление труда и социальной защиты населения он отправил жену, а сам остался ждать ее у крыльца учреждения, сидя в новеньком авто, нервно выкуривая сигарету за сигаретой.

Его супруга назвалась здесь чужим именем, коротко объяснив: «Меня просто попросили дооформить эти документы». Но разве в селе, где люди знают друг друга чуть ли не с пеленок, такое скроешь? Буквально на каждом углу шептались: «Слышали? Учительница свою свекровь в стардом сдает! И ладно, если бы та была сварливой старухой, а то ведь лишнего слова не проронит». Вот так людская молва сразу и осудила этот поступок.

Могла ли эта тихая, скромная женщина когда-либо думать о том, что придет время - и все ее хлопоты и заботы о родных людях обернутся такой вот жестокой неблагодарностью? В семье сына она всегда была настоящей опорой: детишек нянчила, учитывая занятость молодых, управлялась по хозяйству. Да и саму невестку, когда ту неожиданно свалил тяжелый недуг, именно она на ноги поставила. Ухаживала за ней, как за родной дочерью. Люди отмечали: вот и скажи после этого, что свекровь – чужая кровь…

Когда же семья надумала переезжать из «неперспективного» села в город, то престарелая мать даже для сына оказалась ненужным балластом. Продали подворье. Мать определили в один из краевых приютов. И что в итоге? Через месяц она там …умерла.

Когда об этом узнали односельчане, сильно горевали о бедной душе. А спустя время пришла еще одна новость: и у самих супругов совместная жизнь на новом месте не сложилась. Их семейный корабль, попросту говоря, разбился вдребезги.

- А разве можно было рассчитывать на благополучие? Ведь это грех – от родной матери отказываться, - говорит начальник управления труда и социальной защиты населения Левокумского района Галина Безус. - К сожалению, такие истории уже не редкость. Многие страдают от этого. Когда человека в возрасте отрывают от родных корней, он испытывает настоящий стресс. Не каждый может его пережить. Тревожная закономерность в том, что от стариков отказываются вполне обеспеченные дети…

И это не преувеличение. Например, еще пару лет назад в дома для престарелых из района направлялись максимум десять человек. Сегодня же очередь расписана на два года вперед: «сиротами» при родных детях оказались 25 стариков. И это при том, что в районе не пустует и свой большой комфортабельный дом для престарелых, рассчитанный на сорок мест.

- Престарелые родители и в разлуке продолжают любить своих неразумных чад, - продолжает Г. Безус. И вот какие приводит примеры. Как известно, у ветеранов Великой Отечественной войны, вставших до 1 января 2005 года в очередь на получение автомобиля, появилась надежда в ближайшее время воспользоваться этим правом. На это рассчитывает и одна из женщин, проживающих в доме для престарелых села Левокумского. Когда работники социальной службы предложили ей заменить эту льготу денежной компенсацией, она наотрез отказалась: «Зачем мне деньги? Здесь у меня есть все необходимое. А машина достанется сыну - как память обо мне».

Вот только не понятно, как этот самый «сын» явится в стардом за наследством?

Приходит в управление труда и соцзащиты молодая пара и просит: «Хотим пристроить отца: у него больные ноги, а мы целый день на работе. Ухаживать некому». А о том, что в селе для таких случаев существует служба срочной социальной помощи на дому, и слушать не хотят: «Нам не нужны в доме чужие, приходящие люди». Дарственная на родительский дом у них уже на руках.

У многих из этих историй один и тот же печальный конец: старики, поневоле лишенные семейного тепла, быстро угасают: ведь заменить им любовь, внимание и заботу родных, пусть даже в самых образцово-показательных учреждениях, никто не в силах. И в обществе, к сожалению, нет реальных рычагов хоть как-то изменить ситуацию. Специалисты управления в лучшем случае могут взывать к совести горе-детей.

И все же есть одно важное обстоятельство, о котором следовало бы им задуматься. В большинстве этих семей подрастают дети. Где гарантия, что они со временем не смоделируют таким же образом судьбу собственных родителей?

…Мужчина сам обратился за помощью в социальную службу. На руках – все необходимые документы. Он плохо одет и частично страдает потерей памяти. Говорит, что была у него квартира, недавно умерла жена… Помнит, что в село его доставили на такси, ехали откуда-то издалека. На вопрос: «Кто же вас сюда привез?» с горечью отвечает: «Родные люди».

Левокумский район.