Чем ближе выпускные вечера в школах и вступительные экзамены в вузах, тем больше в редакционной почте писем от одиннадцатиклассников и их родителей. Ответить на некоторые из вопросов мы попросили проректора по обеспечению и контролю качества образования, ответственного секретаря приемной комиссии Северо-Кавказского социального института, доктора философских наук, профессора Александра Федоровского. Наш разговор начался с темы перемен, произошедших в последнее время в российской высшей школе.

Система высшего образования сегодня находится в стадии глубокого реформирования. Это связано с изменившимися социокультурными реалиями, повышающимися требованиями к подготовке специалистов и более глубокой интеграцией в мировое образовательное пространство. Окружающий мир меняется так стремительно, что уже нельзя, как раньше, довольствоваться ограниченным перечнем знаний, умений и навыков и надеяться, что их хватит на всю жизнь. Сейчас каждый, кто рассчитывает построить успешную карьеру, должен действовать подобно инвестору, формирующему инвестиционный «портфель». Например, получить степень бакалавра экономики, затем стать магистром юриспруденции, постоянно повышать свою квалификацию в рамках программ дополнительного профессионального образования в зависимости от конъюнктуры рынка и требований, которые он предъявляет к работнику. Есть все основания полагать, что в дальнейшем интенсивность профессиональной мобильности будет только возрастать, так что человек, по сути, будет вынужден учиться всю свою сознательную жизнь.

– Александр Петрович, но в какой степени вузы готовы к тому, чтобы соответствовать новым требованиям подготовки специалистов?

– Иначе им попросту не выжить в жесткой конкурентной гонке, в соревновании не только с отечественными учебными заведениями, но и с их зарубежными партнерами. Так, например, в Северо-Кавказском социальном институте осуществлено лицензирование наиболее востребованных и перспективных направлений бакалавриата и магистратуры. Кроме того, в нашем вузе реализуются около 30 разнообразных программ дополнительного профессионального образования, не считая специальностей аспирантуры. К слову, открытие магистратур разрешено только в тех вузах, где имеются действующие аспирантуры. При выборе учебного заведения я бы посоветовал обращать внимание на этот момент. Дело в том, что нам еще неизвестно, как массовый работодатель отнесется к степени бакалавра, не будет ли высшее образование ассоциироваться только с магистерской степенью.

Современный вуз – это весьма сложная система, которая должна сочетать достаточно гармонично, казалось бы, трудно сочетаемые между собой факторы, где сугубо рыночная функция по оказанию образовательных услуг не вступает в противоречие с традиционными академическими ценностями. А ориентация на рыночную конъюнктуру не должна исключать известную «жертвенность» со стороны педагога, формирующего не только успешного технократа, но и гармонично развитую личность.

– Сейчас считается, что названные перспективы возможны лишь при консолидированных усилиях вузовской среды, откуда вытекает идея укрупнения вузов. Примером этому являются федеральные университеты, аккумулирующие в себе лучшие кадры и располагающие большими возможностями. Готовы ли «отдельно взятые» институты, академии, университеты конкурировать с подобными гигантами?

– Если говорить о задаче, согласно которой отечественные вузы должны быть конкуренто-способными на международной арене, то выжить там смогут только крупные образовательные структуры.

Предвидя эту тенденцию, тот же СКСИ уже более трех лет является участником образовательного холдинга «Южно-Российский университет», объединившего четыре крупнейших негосударственных вуза Юга России. При этом каждый сохраняет свою юридическую независимость. Интеграция идет в области образовательной, воспитательной и научной работы. Осуществляются интенсивный обмен преподавателями и студентами, совместная разработка проектов, в том числе международных.

– Какие, на ваш взгляд, направления в подготовке молодых специалистов являются сегодня наиболее перспективными?

– В первую очередь, как мне кажется, при выборе абитуриент должен руководствоваться личными склонностями. Честно говоря, я плохо верю в переизбыток на рынке труда юристов и экономистов, поскольку убежден, что хорошее образование в совокупности с настойчивостью и прочими личностными качествами помогут человеку реализоваться в любой сфере. Если же говорить о перспективных специальностях, то это, безусловно, социально-культурный сервис и туризм, реклама, перевод и переводоведение, психология и социальная работа, а также весь перечень традиционных экономических специальностей. Работодатели испытывают острую нехватку профессионалов в области информационных технологий.

– А что происходит с привычной для всех подготовкой специалистов при переходе на обучение по направлениям бакалавриата и магистратуры?

– В соответствии с действующим законодательством прием в образовательные учреждения для обучения «по-старому», то есть по образовательным программам подготовки специалиста, осуществляется до 31 августа 2009 года. Одновременно идет прием абитуриентов на бакалавриат и в магистратуру. Учитывая ту неопределенность в отношении работодателей к бакалаврам, о которой я уже упоминал, посоветовал бы поступать на программы традиционной подготовки специалистов. Тем более что сейчас существует возможность параллельного обучения по двум образовательным программам.

– В настоящее время у населения повысился интерес к среднему профессиональному образованию…

– Это ощущается и в нашем институте, где колледж действует на правах самостоятельного факультета. Такого рода интерес объясним. Во-первых, меняется мотивация получения образования: молодые хотят раньше почувствовать себя взрослыми и начать трудовую жизнь. Во-вторых, обучение в колледже позволяет сократить во времени путь к высшему образованию, причем получение последнего через колледж является более экономичной образовательной моделью. В конце концов нужно учитывать и то, что в колледже, существующем при вузе, преподают одни и те же квалифицированные профессора и преподаватели.

– На какие льготы при поступлении и обучении в вузе может сегодня рассчитывать абитуриент?

– Во всех высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, в том числе и в нашем институте, предоставляется отсрочка от призыва на воинскую службу на весь период обучения, льготная система оплаты для социально и экономически незащищенных слоев населения из числа талантливой молодежи, детей-сирот и инвалидов. Кроме того, лучшие студенты, отлично зарекомендовавшие себя в учебе, исследовательской и общественной работе, также могут рассчитывать на льготы в оплате за обучение.

– Родители часто выражают беспокойство по тому поводу, что места в вузах, по их мнению, заранее расписаны, мол, «все уже решили без нас». Согласны ли вы с этим?

– Общеизвестным является тот факт, что самая благодатная почва для коррупции – именно возможность что-нибудь распределять. Это, например, могут быть бюджетные места в вузах, поступление на которые должно осуществляться на конкурсной, соревновательной основе. В негосударственном вузе, не имеющем бюджетного финансирования, коррупционные основания отсутствуют. В этом случае действует вполне прозрачная схема. Абитуриент должен набрать необходимое для поступления количество баллов, пройти конкурсный отбор и оплатить свое обучение…