00:00, 15 мая 2008 года

Мигрень от миграции

Цена пофигизма

Первая - учет иностранцев. Напомню, что они с 15 января 2007 года могут самостоятельно, без участия работодателя, получить разрешение на временную трудовую деятельность. Собственно, теоретически схема учета довольно проста. Приезжает, например, гражданин из дружественной республики и прямиком направляется в Управление федеральной миграционной службы России по Ставропольскому краю, чтобы получить разрешение на работу. Там с ним проводят разъяснительную беседу и говорят, что после того как он найдет себе место свершения трудовых подвигов, непременно должен будет напомнить работодателю, чтобы тот заполнил два бланка уведомления и отправил один в УФМС РФ по СК, другой - в центр занятости.

Но либо иностранцы забывают сделать такое напоминание, либо работодатели несведущи в отечественных законах и не понимают степень ответственности, только зачастую никто никаких уведомлений не делает. А, между прочим, в данном случае для предпринимателей или юридических лиц предусмотрен серьезный административный штраф: от 400 до 800 тысяч рублей. К примеру, в 2007 году на Ставрополье было выдано 4591 разрешение на работу, а уведомления получены лишь о 80-85 процентах этой армии трудяг. Остальные растворяются на просторах края или просто возвращаются на родину. Вычислить «потерявшихся» можно только в ходе профилактических рейдов и мероприятий, которые проводят сотрудники управления на рынках, стройках и прочих объектах.

Но как минимум один положительный факт в этом беспорядке есть. Статистика показывает, что иностранцы и люди без гражданства вносят довольно скромную лепту в криминализацию Ставрополья. В прошлом году ими совершено 434 преступления. Как правило, это «мелочевка», типа краж, а тяжких и особо тяжких преступлений совсем немного. В общем числе зарегистрированных правонарушений это составило 0,92 процента. В первом квартале текущего года - 116 преступлений, то есть примерно тот же уровень - 0,91 процента. Главные «действующие лица» криминальных деяний - граждане стран СНГ.

Но вернемся к учету мигрантов.

- Большинство предпринимателей объясняют свое бездействие незнанием закона, - комментирует ситуацию заместитель начальника отдела по вопросам трудовой миграции УФМС РФ по СК Андрей Гончаров. - Ну, а когда мы составляем протокол и называем нарушителям сумму штрафа, то некоторые из них чуть ли не в обморок падают от ошеломляющей новости. Но незнание закона не освобождает от ответственности. И, как правило, те, кто однажды был оштрафован, второго такого «прокола» не допускают.

За такое неуведомление в 2007 году по части 3 статьи 15.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях были составлены 24 административных материала и наложены штрафы на общую сумму четыре миллиона 850 тысяч рублей. А в нынешнем году по той же статье только за первый квартал уже составлены 64 протокола на 8 миллионов 358 тысяч. Резкий рост очевиден.

Статус квот

Еще одна проблема — формирование квоты. Постановление правительства «О систематизации трудовой миграции в РФ», начавшее действовать с 15 января 2007 года, позволило вывести из «теневого оборота» значительную часть иностранных работников. Для сравнения: если в 2006-м получили разрешение на работу в крае чуть меньше двух тысяч человек из стран ближнего зарубежья, то в прошлом году - в 3,6 раза больше.

В том же, 2007-м было введено и квотирование для Ставрополья - 28 тысяч тружеников из СНГ. Квота нынешнего года для «безвизовиков» - всего чуть более полутора тысяч. Это количество формировалось краевым минтруда на основе заявок работодателей.

Получается, что квотирование противоречит другому постановлению Правительства РФ, тому, где прописаны правила выдачи документов для осуществления временной трудовой деятельности. По этому постановлению, как мы уже говорили, иностранный гражданин самостоятельно получает разрешение на работу и сам же ее ищет. И его совершенно не волнует, какая установлена квота, кто и какие подавал заявки. А ехать к нам люди из ближнего зарубежья не перестанут, поскольку у них безвизовый, свободный въезд. К слову, сегодня УФМС по СК уже выдало полторы тысячи таких, свободных, разрешений. К чему мы придем? Вероятнее всего, к тому же, от чего пытались уйти - к росту теневого рынка рабочей силы.

С тем, что два упомянутых постановления не стыкуются друг с другом, согласен и начальник отдела трудовой миграции и организации альтернативной гражданской службы минтруда СК Вячеслав Стасенко. Он только что вернулся из Москвы с заседания комиссии, рассматривавшей предложения субъектов РФ о потребности привлечения иностранных работников и объемы квот. Заседание проводилось в Федеральной службе по труду и занятости России, и там ясно прозвучала общая озабоченность представителей разных регионов страны о проблеме квотирования.

- На нынешний год по основной и дополнительной заявке для Ставрополья определена квота в 4756 человек (из них безвизовых – 1613, а визовых – 3143). Кстати, это на две тысячи больше, чем было в начале 2008-го, остальное количество нам удалось «защитить» в столице или, другими словами, доказать необходимость увеличения. Огромная разница с прошлым годом объясняется тем, что тогда потребность в рабочей силе определялась не по заявкам работодателей, а по расчетам миграционной службы и службы занятости. Кстати, сегодня продолжается дополнительный сбор заявок на 2008 год и еще дважды - в июне и августе - будет осуществлена соответствующая корректировка на уровне правительства РФ. К тому же сейчас уже завершается сбор предложений по формированию квоты на 2009 год.

В. Стасенко также сообщил последнюю новость, привезенную из столицы, - действующее постановление о квотировании в ближайшее время будет пересматриваться. Даже уже есть проект нового документа, куда вошли и предложения ставропольцев. Есть надежда, что вскоре мигранты, работодатели и уполномоченный орган по формированию квот (в данном случае минтруда СК) не будут испытывать неудобств. И в конечном итоге будет найдено лекарство от миграционной мигрени, которое поможет решить хоть малую толику проблем тех, кто приезжает в Россию. За работой. И за… счастьем.