00:00, 8 мая 2008 года

Автоодиссея Сергея Науменко

- Что запомнилось из первых месяцев войны? Большое количество жертв по обочинам дорог, по которым отступали войска и гражданское население. Горящие хлебные поля. Черный дым, застилающий небо, через который солнце едва проглядывало. Эту картину часто показывают в кино про войну, и может показаться, что это неправда. Но я хочу сказать, что на самом деле все так и было! - вспоминает он.

Сейчас Сергей Яковлевич - самый старший по возрасту среди ветеранов ГИБДД. В этом году ему исполняется 95. Но бодрости, если не тела, то духа ему не занимать. А о своих хворях и возрасте фронтовик рассказывает с усмешкой, как о чем-то несущественном, словно удивляясь:

- Еще в прошлом году я делал регулярные «пробежки здоровья» по лесу, много трудился на дачном участке, а сейчас стал опасаться: недавно бежал по лесу, зацепился за корень и упал. На даче та же история - споткнулся и растянулся. Теперь берегусь - года-то мои немаленькие, хожу только в магазин да по квартире марширую.

Родился Науменко в селе Самойловка Саратовской губернии. В семье было пять сыновей, всех родители с младых ногтей приучали к тяжелому крестьянскому труду, на деле демонстрируя справедливость русской поговорки: «Как потопаешь, так и полопаешь», и дети не чурались никакой работы. Когда началась коллективизация, Науменко вступили в колхоз, трудились до седьмого пота, поднимая на ноги молодую советскую державу. Сергей, которого не прельщала мысль всю жизнь провести «у сохи», тянулся к знаниям: работал и одновременно учился на рабфаке. Именно тогда проснулась у парня тяга к технике: в 1932 году он поступил в самойловскую автошколу, окончив которую, получил водительские права. По тем временам быть шофером, особенно на селе, было почетно и престижно.

В 1935 году подошло время идти на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную армию. Попал Сергей в танковые войска, в Балашовскую учебно-танковую роту. Прошел путь от механика-водителя до помкомвзвода, ушел в запас в звании сержанта.

- Когда я демобилизовался, то вернулся домой и устроился работать шофером, - вспоминает ветеран. - А спустя какое-то время меня вызвали в райвоенкомат и предложили пойти учиться в школу командного состава танковых войск. Тогда, в тридцатые годы, если помните из истории, была «большая чистка» офицерских рядов, многие кадровые военные были репрессированы, и страна накануне войны оказалась в ситуации дефицита командирских кадров. Школу я закончил в звании лейтенанта. Потом вернулся к своей мирной профессии шофера, да вот только поработать долго водителем не пришлось - грянула война.

В июле 1941-го Сергей Науменко стал командиром дорожно-строительного автовзвода 24-го отдельного мотострелкового батальона Южного фронта: строил дороги, обеспечивал безопасность доставки людей, техники, бое-припасов, горючего. Когда немцы стали прорываться на Кавказ, командира автовзвода Науменко перебросили на 1-й Украинский фронт, в 389-ю стрелковую дивизию, в составе которой он прошел весь оставшийся путь до Победы: участвовал в боях за Моздок, освобождал от фашистов Северный Кавказ, Таманский полуостров, Бердичев....

- Бог миловал, я всего лишь дважды был контужен, - рассказывает ветеран, - а протопал всю Западную Украину, Румынию, Австрию, Германию. Через мои руки, если так можно сказать, прошли сотни машин: от наших полуторок до «фордов» и «студебеккеров».

После победы не сразу увидел Сергей Яковлевич родные места: вплоть до 1952 года он оставался служить начальником гаража правительственной связи в австрийском городе Бадене. Здесь же встретил свою единственную, ставшую ему верной спутницей жизни, - Анну. Она, как и муж, прошла немало фронтовых дорог.

- Сама я родом из Минеральных Вод, - говорит Анна Петровна, - на фронте, после окончания авиашколы, попала в авиамотористы. Мы обслуживали наши крылатые машины. А после мая 1945-го меня отправили в командировку, и я тоже оказалась в Бадене, телефонисткой правительственной связи, где мы и познакомились с Сережей. Свадьбу сыграли там же, в Австрии, а вскоре у нас уже была дочь, Людмила...

В 1952 году, после демобилизации, супруги решили перебраться поближе к кавказскому теплу и солнышку, осесть на родине Анны Петровны, в Ставропольском крае. К Ставрополю Науменко прикипели душой и сердцем. Боевому офицеру, чья жизнь была связана с машинами, другой дороги, как в госавтоинспекцию, видимо, и не было. Ему предложили должность командира отдельного взвода регулирования дорожного движения. Для того чтобы освоить новую специальность, фронтовику потребовались считанные недели: он легко влился в коллектив, сразу нашел общий язык и с руководством, и с подчиненными, и с участниками дорожного движения. За 12 лет, проведенных на службе в ГАИ, немало поколесил по краю, много работал в сфере профилактики ДТП и повышения дисциплины водителей. Часто выступал с лекциями на встречах с коллективами автоколонн и школьниками, пропагандируя необходимость соблюдения ПДД, участвовал со своим взводом в сотнях оперативно-розыскных мероприятий, задержал не один десяток угонщиков, число раскрытых возглавляемым им подразделением преступлений, связанных с трагедиями на дорогах, и сосчитать невозможно. На заслуженный отдых ушел с наградами ГАИ УВД Ставропольского края «Знак почета», «За отличие в службе» - ими Науменко гордится не меньше, чем боевыми.

- Свою жизнь я прожил достойно, и краснеть мне не за что, - говорит он. - Единственное, что огорчает, - стирается в современном поколении память о тех, кто проливал кровь за Родину на полях Великой Отечественной. Молодежь порой даже не знает ни одного имени героя войны, и это очень плохо. Та война унесла миллионы жизней. Их подвиг нельзя забывать. Как только ты забыл о героях войны, сразу теряешь связь с предками, перестаешь быть гражданином. Нас, ветеранов, с каждым годом все меньше, каждый на этой войне внес свой вклад в защиту Родины, а значит, каждый заслуживает уважения и памяти потомков.

Ульяна УЛЬЯШИНА