00:00, 5 мая 2008 года

Сергей МУРАТОВ: чем объясняется рост почтовых тарифов

- Скажу вашим подписчикам и всем остальным, чтобы они это поняли раз и навсегда: никакой самодеятельности и волюнтаризма со стороны УФПС здесь нет. Тарифы разрабатывает и устанавливает ФГУП «Почта России», филиалом которого мы являемся. Калькуляция подписной стоимости периодических изданий делается в Москве, мы являемся лишь исполнителями этой политики. Поэтому я не хотел бы, чтобы у читателей и вообще у жителей края сложилось впечатление, будто бы наш филиал только и знает себе, что накручивает тарифы.

Это, во-первых. А во-вторых, почему они растут? Секрета нет, в текущем году повышены цены на ГСМ, электроэнергию, коммунальные услуги, что отрицательно сказалось на финансовых результатах работы нашего управления. И самое главное, какая зарплата у почтальонов - у тех самых служащих, которые, как говорится, зимой и летом, в любую погоду, несут периодику в каждый дом? В среднем по краю она даже после повышения немногим более четырех тысяч рублей, а в малых населенных пунктах и того меньше. Ясно, что дальше так продолжаться не может. Ведь речь идет о людях, которым надо жить и как-то сводить концы с концами, тем более что работа их социально значимая.

- Неужели даже возросшие в очередной раз подписные тарифы на второе полугодие текущего года не перекроют ваших убытков?

- Нет, не перекроют... А почему вы говорите «в очередной раз»? Для всех районных и городских изданий на второе полугодие 2008 года Почта России сохранила скидки на прежнем уровне. Однако дальнейшее дотирование убыточной для нас подписки за счет почты уже просто невозможно. Это однозначно.

Я приведу такие цифры. В результате фактического ограничения тарифов на услуги по доставке подписных изданий, начиная с 2006 года и с учетом предоставления скидок подписчикам изданий различных категорий, убыток ФГУП «Почта России» по реализации услуг по подписке во втором полугодии 2006 года составил 1,2 миллиарда рублей, в 2007-м - 3,2 миллиарда. Прогнозируемый убыток предприятия в 2008 году - 4,2 миллиарда рублей.

Вот об этом как раз и шла речь на состоявшемся недавно в Госдуме РФ совместном заседании Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи и Комиссии Общественной палаты РФ по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ. Оно было специально посвящено вопросам подписки на периодические печатные издания. Его участники, учитывая, что действующие тарифы не покрывают затрат Почты России на оказание этих услуг, признали: институт подписки нуждается в финансовой поддержке со стороны государства. В связи с этим было принято решение о необходимости выделения дотаций ФГУП «Почта России» на покрытие убытков от оказания услуг по подписке населения на 2008-2010 годы, а также возмещения убытков 2006-2007 годов.

Отрасль действительно находится в финансовом кризисе, который в настоящее время дозрел до критического состояния. Такая ситуация в целом по стране, в том числе, конечно, и в нашем филиале, где с каждым годом растут убытки в виде некомпенсированных расходов от оказания услуг по регулируемым государством тарифам. При этом мы не получаем от государства ни копейки, хотя в других более благополучных странах такая дотация есть.

Вот отсюда все проблемы - и низкая зарплата почтальонов (да и не только их одних), и текучесть кадров...

- Сергей Анатольевич, в последнее время в журналистском сообществе, а также в комитете ГДСК по массовым коммуникациям, информационным технологиям и средствам связи идут разговоры о том, что надо скооперироваться и создать альтернативную службу доставки - по примеру, скажем, «Вечернего Ставрополя»...

- Уверяю вас, это нереальная затея. К тому же дорогостоящая. Если эта служба не будет дотироваться муниципалитетом или другим ведомством, она долго не просуществует. Говорю об этом не потому, что боюсь конкурентов, а потому, что хорошо знаю величину расходов, связанных с этим делом. Не об альтернативной службе доставки надо думать, а о более тесном сотрудничестве с почтой, имеющей и базу, и уже налаженные технологии. Очень важно и то, что теперь, возможно, в отрасли будет преодолен кризис - благодаря дотированию за счет государства.

Убежден, если бы издатели развивали с почтой деловые, по-настоящему партнерские отношения, то многих проблем уже сейчас можно было избежать, тем более что почта всегда готова идти на компромисс.

Далеко не все редакции участвуют даже в совместных меро-приятиях по подписке - о чем тут можно говорить! В последнее время забыты также конкурсы среди почтальонов, сумевших добиться максимальных результатов по подписке на те или иные издания. И вообще почтальонам на страницах газет оказывается все меньше внимания. А ведь именно они, общаясь с людьми, являются, можно сказать, главными агитаторами и пропагандистами периодических изданий. Они добросовестно выполняют свою миссию и достойны за это хотя бы моральной поддержки, но о них в печати ни слова.

А вот у тех газет, которые к почте относятся с уважением, как правило, и тираж растет. Не правда ли, очень характерная особенность?

- Так ведь каждый должен заниматься своим делом. За подписку ответственна почта - ей и карты в руки. Она ведь тоже должна быть заинтересована в том, чтобы строить свои взаимоотношения с редакциями как-то по-другому, искать какие-то взаимоприемлемые варианты сотрудничества. Ведь если совсем упадет тираж у того или иного издания, тем более ежедневного, или если прекратит оно свое существование, то, простите, что же тогда будет делать почтальон? Он совсем без работы окажется.

- Не знаю, откуда появилось это ошибочное мнение, что доставка периодики для нас, дескать, лакомый кусочек. Мы оказываем 47 только непрофильных услуг, не говоря уже о своих универсальных, которые никто не отменял. Доставка пенсий (которая приносит нам прибыль), писем, посылок, телеграмм, предоставление выхода в Интернет... На наш век работы хватит и хватает.

Но дело в том, что мы не можем и не вправе отказаться от убыточной для нас подписки на периодические печатные издания. Ведь почта определена государством как социальная отрасль, ответственная за обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации, тем более что она даже по своему, так сказать, духу близка к СМИ. И мы действительно заинтересованы в сохранении единого информационного пространства. Но для этого, повторяю, необходимы общие усилия и совместные действия всех участников рынка института подписки.

- Но почему же в таком случае газеты не попадают к подписчикам в день выхода?

- Откуда у вас такая информация? Именно в день своего выхода в свет газеты и доставляются людям в большинстве городов и районов края, причем даже и в субботу. Но только, конечно, не к восьми часам утра, как хотят многие (это благое пожелание нереально). Пятиразовая в течение недели доставка периодики предусмотрена договорами, заключенными с издателями, и мы их выполняем.

Другое дело, что если в населенном пункте насчитывается менее двухсот жителей и находится он в значительном отдалении от райцентра, то здесь уже доставка газет, как, впрочем, и всех почтовых отправлений, осуществляется не реже трех раз в неделю, что определено постановлением правительства РФ №160 от 24 марта 2006 года.

- Но ведь бывают такие случаи, в том числе в краевом центре, когда подписчикам говорят: «Приходите к нам сами - забирайте свою газету».

- Речь идет о качестве обслуживания. Да, к сожалению, такого брака в работе пока не удается избежать. Но мы с ним боремся. И должен заметить: количество жалоб от населения в последнее время заметно уменьшилось.

Однако проблема пока еще остается. Не так-то просто ее решить, учитывая и низкую заработную плату служащих, и нехватку почтальонов. Мы своих трудностей в этом плане не скрываем. Стараемся их преодолеть. Хорошо, что «Ставропольская правда» проводит акцию «За права подписчика», цель которой - повсеместно добиться своевременной доставки газеты. Мы тоже этого хотим, поскольку тут задевается наша деловая репутация. В то же время, по-моему, не стоит излишне драматизировать ситуацию и нагнетать напряженность. Люди, мне кажется, должны с пониманием относиться к проблемам почты.

Вы, между прочим, тоже можете стать почтальоном.

- Каким же образом?

- В целях наиболее полного информирования населения о предоставлении инновационных услуг, улучшения качества обслуживания населения мы объявили конкурс для журналистов (а также и внештатных авторов) краевых, районных и городских СМИ - «Один день на почте». По 30 июня 2008 года любой газетчик может один день провести на почте в должности оператора или почтальона. При этом ему будет оказываться всяческая помощь и поддержка. Вот возможность опубликовать объективные материалы о непростом труде, достойном уж, по крайней мере, хотя бы моральной поддержки!

Кстати, одна из журналисток, пришедшая на Ставропольский почтамт, уже на пятом часу работы на сортировке опустила руки: «Всё! С меня хватит». А ведь почтальону предстояло еще шагать с сумкой к своим клиентам…

То, что вместо предполагаемых вначале чуть ли не 20 процентов рост подписных цен в среднем составил всего четыре процента, уже, наверное, говорит о том, что почта старается учитывать интересы своих партнеров. Того же мы хотим и от них.

«Мы должны быть партнерами»
Газета «Ставропольская правда»
5 мая 2008 года