Как уже сообщалось, в пресс-клубе «Ставропольской правды» встреча архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана с журналистами краевых и региональных СМИ. Открывая встречу, главный редактор «Ставропольской правды» Василий Балдицын подчеркнул, что поводом для нее стало проведение Фондом Всехвального Святого апостола Андрея Первозванного, Ставропольской и Владикавказской епархией РПЦ и редакцией «Ставропольской правды» совместной благотворительной Пасхальной акции «Благодатный огонь».
Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан в редакции «Ставропольской правды»

Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан в редакции «Ставропольской правды»

© Фото: Александр ЦВИГУН

Встреча архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана с журналистами краевых и региональных СМИ в пресс-клубе «Ставропольской правды»

Встреча архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана с журналистами краевых и региональных СМИ в пресс-клубе «Ставропольской правды»

© Фото: Александр ЦВИГУН

Вот уже несколько лет ежегодно с помощью Фонда Андрея Первозванного, возглавляемого президентом Российских железных дорог Владимиром Якуниным, из Иерусалима, из храма Гроба Господня доставляется в Россию Благодатный огонь, который затем привозится во все епархии РПЦ, в том числе и в кафедральный город Ставрополь. В этом году акция получила более широкий резонанс благодаря участию нашей газеты.

Прежде чем начать беседу с журналистами, архиепископ Феофан поблагодарил В. Балдицына, весь коллектив «Ставропольской правды» за многолетнее доброе сотрудничество, конструктивные встречи и публикации. «Я всегда ощущал и ощущаю понимание и поддержку со стороны газеты и благодарю за понимание и активное соучастие в акции доставки Благодатного огня. Учитывая, что наша епархия помимо Ставропольского края объединяет еще пять субъектов Федерации, акция охватила практически весь Северный Кавказ. Народ с великой радостью встречал Благодатный огонь как величайшую святыню. Позитив, внесенный с этой Благодатью в нашу нестабильную жизнь, помогает людям снять стресс от неустроенности, а это очень важно». Владыка Феофан поблагодарил также все журналистское сообщество края за внимание к делам церкви, к проводимой ею социальной и просветительской деятельности. Далее разговор с прессой обрел более широкий диапазон, коснувшись разных сторон современной жизни.

Встречая Благодатный огонь в кафедральном Андреевском соборе, архиепископ подчеркнул расширяющееся участие общественности в благотворительных мероприятиях церкви. Эта совместная работа может и должна получить дальнейшее развитие. Отвечая на вопрос, как ему видится это развитие, владыка напомнил о том сложном периоде в жизни страны, когда общество оказалось в ситуации хаоса, последствия которого еще порой сказываются и сегодня. Было подвержено этим процессам и журналистское сообщество. Постепенно нестабильность преодолевается, что возможно только при активной позиции всех слоев населения. Взять страшную беду нашего времени – наркоманию, побороть которую медикаментозно не получается. Потому что это болезнь духа, надлом психики, и лечить ее надо иными средствами. Встречаясь в Пасхальные дни с находящимися в епархиальном Духовно-реабилитационном центре для наркозависимых, сказал владыка, мы увидели среди них даже вполне, казалось бы, крепкого мужчину зрелого возраста, хирурга по профессии, также попавшего в сети наркомании. И только здесь, в реабилитационном центре, он смог вновь ощутить себя полноценной личностью. Но, к сожалению, таких страдальцев слишком много, и силами одной церкви помочь всем очень трудно.

То же самое – относительно растущего числа брошенных детей. В епархии сейчас строится для них приют при женском монастыре близ Ессентуков. церковь не жалеет средств, чтобы согреть этих ребятишек теплом души, создать для них нормальные условия жизни. Во всех этих начинаниях нужна поддержка общества в целом. И именно СМИ способны всколыхнуть общество, которое нельзя считать здоровым при наличии брошенных стариков и детей. Значит, что-то не так делается и в социальной, и в политической сфере, если расшатывается нравственность. Соседние с краем национальные республики ведь не богаче живут, однако там нет брошенных стариков и детей. Почему же у нас не так? С одной стороны, боремся за улучшение демографической ситуации, а с другой – принимаем законы, позволяющие вывозить наших детей из страны. Что с нами происходит? Чрезвычайно беспокоит архиепископа и разоренное до невозможности село. Развитие науки, промышленности, перспективы нанотехнологии – все это, конечно, важно, но на первом месте все же должны быть люди! И тут не обойтись каким-то отдельным нацпроектом. Беда в том, что людей отучили ценить труд. Все хотят быть банкирами, экономистами, менеджерами, но надо и обрабатывать землю, и стоять у станка. Я говорю об этом и как руководитель большой епархии, и как член Общественной палаты, подчеркнул владыка.

В последние годы в стране угрожающие масштабы приняла еще одна болезнь духа – игромания. Ей сегодня поставлены известные законодательные заслоны, но решат ли они проблему? Не будет ли она просто загнана в «подполье»? Архиепископ Феофан, инициировавший в Общественной палате закон о запрещении игорного бизнеса, убежден: решение принято правильное. Более того, он не приемлет высказываемого некоторыми политиками беспокойства о том, что государство не обеспечивает создание так называемых игорных зон, «запаздывает» со сроками формирования их инфраструктуры. Почему добропорядочные налогоплательщики должны руками государства финансировать эти зоны? Строить на наши деньги дороги, ведущие к игорным зонам, аэропорты и тому подобное? Пусть в них вкладывают средства те, кто в этом заинтересован. Для общества ценность принятого закона уже в самом преодолении того оголтелого игорного беспредела, который мы наблюдали совсем недавно. Хотя одной лишь законодательной работой проблему, конечно, не решить. Могут быть очень хорошие законы, но если общество не готово их исполнять – беда. И здесь нужно объединение сил. В первую очередь – интеллигенции, долгое время слишком увлекавшейся «свободой слова», либеральными «идейками», фактически разлагавшими устои общества под руководством известного нашего ставропольского земляка. Идеи сами по себе хороши, добавил владыка, но нужно научиться ими пользоваться. Дайте ребенку в руки нож, и он может себя лишить глаза… Так и с обществом, не готовым к принятию тех или иных идей. Как было и с пресловутым суверенитетом, которого предлагалось «кто сколько захочет». До сих пор никак «прожевать» его не можем! У интеллигенции есть определенный гражданский долг перед народом. В вопросах с игроманией православная церковь стоит на четких позициях и намерена не ограничиваться призывами и проповедью, но активно участвовать вместе со всем обществом в преодолении этой беды.

Сегодня в стране идет достаточно напряженная борьба за умы и сердца людей. Но в мире немало примеров, когда рядом сосуществуют самые разные религии. Может быть, и России нечего опасаться духовного «импорта» разного толка? Архиепископ Феофан, имеющий богатый личный опыт служения в разных уголках планеты, уверен: каждый народ имеет право на собственную духовно-нравственную базу. Ближний Восток – территория прочных духовных традиций, так, в Египте имеют твердую «почву» традиционные конфессии – мусульмане, иудеи, копты, сохраняющие национальную культуру. США, имеющие свой исторический путь, никогда не могут быть эталоном для России. За двести лет существования страны там постепенно образовалась общность людей, которую вряд ли можно считать нацией, ибо у нее нет глубоких исторических корней. У России – есть. И заимствовать у Америки нам нет никакой нужды. Тем более всем известно, что там происходит с нравственностью. Мы же и так уже слишком много растеряли. Нет такой страны, в которой бы так огульно разрушали свои традиции, культуру, веру, как это происходило у нас. Что всегда определяло лицо нации? Вера, язык и культура. И даже искусственно навязывавшийся атеизм не смог с этим ничего сделать! Давайте же не будем больше разрушать наше общество. «Россия не сточная канава для религиозных отбросов Запада», – напомнил владыка название статьи, написанной им несколько лет назад.

На одном из недавних заседаний Общественной палаты архиепископу Феофану довелось участвовать в достаточно горячей дискуссии по вопросам национальной идентичности. Его позиция такова: не нужно нам навязывать некую искусственно смоделированную «нацию», отбрасывающую само понятие национальности, прежде всего – русской. В мире сегодня, наоборот, обостряется борьба за национальное самоопределение. Яркий пример – Косово, на которое работает вся американская пропагандистская машина. А ведь истинная национальная идентичность опирается не на предлагаемые кем-то модели, а именно на традиции народов, населяющих страну. Я сторонник возвращения в паспорт гражданина России графы «национальность», сказал владыка, если человек хочет, чтобы его национальность была указана, он имеет на это право.

Легко ли главе епархии находить общий язык с властями края, города? Владыка считает, что находить общий язык – не значит быть согласным во всем. Важно четко обозначить проблему и совместно ее решать. Архиепископ готов в случае необходимости согласовывать вопросы на любом, даже самом высоком политическом уровне, и это ему часто доводится делать, решая задачи храмостроительства, социального служения, воспитания молодежи.

Владыка нередко совершает зарубежные поездки, встречается с нашими соотечественниками, живущими в разных странах. Последний такой вояж был в составе делегации Фонда «Русский мир» в Бразилию. В свое время владыка служил там секретарем экзархата РПЦ в Южной Америке. И в ходе нынешнего визита прошло много встреч, во время которых людям открывается действительно русский мир – мир Пушкина, Рублева, Ушакова… Запомнилось знакомство с пожилой русской, оказавшейся внучатой племянницей писателя Лескова, хранящей много интересных документов и фотографий. Вскоре владыке предстоит поездка в Прагу, чтобы принять участие в службах в православных храмах Чехии. Таким образом, и будучи главой одной из епархий он продолжает выполнять высокую миссию, представляя нашу страну в мире. А интерес к России везде огромный.

С особым вниманием слушали журналисты рассказ архиепископа Феофана о том, как на Ближнем Востоке много веков живет вера в то, что пасхальное снисхождение Благодатного огня знаменует торжество жизни, и все, к какой бы конфессии они ни принадлежали, ждут этого чудесного события. В этом ожидании шумный, эмоциональный Восток замирает, воцаряется совершенно удивительная атмосфера. Когда Патриарх Иерусалимский из мраморной кувуклии (часовенки) у Гроба Господня передает Благодатный огонь находящимся в храме, в первые секунды пламя не обжигает, и есть даже такое понятие – умываться Благодатным огнем в этот момент. Долгожданное снисхождение Огня вызывает всеобщий духовный подъем, искреннее ликование. И то, что частица этого действительно святого ликования теперь достигает самых дальних пределов необъятной России, тоже становится своего рода чудом. В дни Светлой седмицы с ним соприкоснулись и ставропольцы, и это придало празднику Пасхи еще большую торжественность. Благодатный огонь – с нами, хочется, чтобы его тепло согрело как можно больше сердец.

* * *

ФОТОРЕПОРТАЖ АКЦИИ «Благодатный огонь»

* * *

Наталья БЫКОВА