Представитель Ставрополья в Совете Федерации Анатолий Коробейников выступил на апрельской сессии ПАСЕ по теме «Детский и подростковый суицид – серьезная проблема здравоохранения».

Суицид, сказано в нем, это проблема не только, а может быть, и не столько здравоохранения, сколько образования, т. е. не только медицинская, но и педагогическая. Борьба с суицидом будет до тех пор малоуспешной, пока его подлинные причины не станут ясны специалистам и всему обществу.

В Европе наметилась устойчивая тенденция омоложения психических заболеваний. В чем причина складывающейся ситуации? Их много. Но поскольку дети значительную часть времени проводят в школах, то именно в этой среде требуется повышение ответственности педагогов и родителей за психологическое здоровье школьников. Интенсификация виртуальной учебы часто подвергает детей психологическому стрессу. Это является основой для формирования сверхзависимого интеллекта, а по сути – наркоинтеллекта. Часто не сама учебная программа приносит перегрузки психоэмоциональному состоянию детей, а опасное построение урока, без учета знаний природы развития ребенка, а также авторитарный стиль преподавания, а в ряде случаев – даже агрессивность учителя.

Социологи попросили учащихся анонимно составить список слов и эпитетов, которыми их «награждают» учителя. Из 400 слов 82% имели негативный смысл. Нередко именно действия учителя вызывают у детей ощущение беспомощности. Не случайно считается, что самая страшная из всех властей – это власть педагогическая, от которой ребенку уйти некуда. Педагогический диктат лишает его мужества, способности противостоять жизненным трудностям, а иногда ведет к суициду. Что же делать?

Ввиду серьезности ситуации есть смысл включить в проект готовящейся европейской хартии по борьбе с насилием самые жесткие требования по предотвращению таких фактов в школах и в семьях. Нужно дать «зеленый свет» методике сотрудничества ученика и учителя, педагогике толерантности. Для начала Совету Европы можно было бы провести общеевропейский научно-практический форум по проблемам возрастной сегрегации и толерантного воспитания, учредить журнал и организовать массовую библиотечную серию для детей и родителей по формированию толерантного образа жизни. Видимо, настало время включить в учебные планы высшей педагогической школы такой учебный предмет, как педагогическая конфликтология. И еще. Внедрившись в систему образования, психиатрия в последнее время наращивает применение психотропных препаратов для учащейся молодежи. Это безобразие надо прекратить законодательным путем. Только здоровое обучение и здоровый образ жизни спасет наших детей от всех бед, в том числе суицидов.