00:00, 26 апреля 2008 года

Детский дом для сирот + школа-интернат в Иноземцево: опыт выживания

На территории Кавказских Минеральных Вод, посреди живописного леса, расположилось это учреждение, от которого веет душевным теплом. Основанное еще в далеком 1942 году, оно в дальнейшем стало школой-интернатом для детей с отклонениями в умственном развитии. И, наконец, с 1 сентября 2006-го осуществляет еще и функции детского дома для сирот.

- Если говорить в общем, то школа-интернат - это не только процесс обучения и воспитания детей, но еще и их круглосуточное пребывание в учреждении, - рассказывает директор Галина Гузий. - Наши дети в основном находятся здесь в будние дни: с понедельника по пятницу. А на субботу и воскресенье их забирают родители. На выходные остаются лишь дети из дальних районов края и сироты.

Сегодня в школе около 150 детей в возрасте от шести до 17 лет.

Основная миссия

С каждым днем становится все больше так называемых социальных сирот - то есть тех, у кого имеются родители, которые по тем или иным причинам были лишены родительских прав. Как правило, причин тому несколько. Взрослых сажают в тюрьму, они деградируют от пьянства, и т. д., и т. п. Однако итог всегда один: страдают дети. А ведь им и так непросто, потому что природа сыграла с ними злую шутку: они родились с отклонениями в умственном развитии. Но школа-интернат № 1 потому и названа «коррекционной», что призвана сглаживать некоторые проблемы. И результат такой деятельности налицо: многие здесь хорошо учатся, потом поступают в средние специальные учебные заведения, а после их окончания нормально обустраиваются в жизни.

Таким образом, реализуется основная цель педагогического коллектива учреждения по отношению к этим «цветам на обочине» - формирование личности, способной без особых ограничений жить в современном мире. Ритмика, лечебная физкультура, логопедические занятия, кружки по интересам… Все это служит для развития творческого потенциала ребят.

Жизнь и судьба

Все воспитанники учатся с первого по девятый класс. Выйдя из учреждения, дети получают «корочку» о коррекционном образовании. Между тем главный упор делается на трудовое обучение. Девушки осваивают шитье, а парни - столярное дело. Правда, с этим не все просто: слаба материальная база, оборудование устарело. Спонсоров тоже почти нет. Да и никакого удостоверения о том, что был пройден такой-то курс, не выдается, так как, к сожалению, это не предусматривается нормативными документами. Но тем не менее выпускной экзамен воспитанники сдают именно по трудовому обучению.

Как складывается их судьба после учебы? По-разному. Если ребенок имеет инвалидность - он не работает, а только получает пенсию. Если же со здоровьем все нормально, то в большинстве случаев это санитарки, горничные, официантки, дворники, разнорабочие.

Например, Саша Малышенко работает официанткой в санатории. Дима Грицан устроился разнорабочим. Многие ребята поступают в ПТУ. Учатся год и приобретают специальность. Вот показательный случай. Валера Глебов познакомился с людьми из частной строительной бригады, стал членом их команды. Даже в Москву ездил на заработки. Недавно навещал свой интернат и хвастался, что «мерседес» купил. Причем это оказалось чистой правдой.

Кадры решают все

Как удается работающим здесь взрослым справляться со своими не всегда благополучными воспитанниками с особыми потребностями?

- У нас работают люди, которые не один десяток лет отдали детям, - поясняет Галина Гузий. - Если человек пришел к нам, видно сразу: он или остается здесь надолго, или сбегает уже через несколько месяцев. Наши дети и так сильно обижены судьбой, а потому мы стремимся все делать для них. Конечно, как и везде, есть какие-то недоработки, мы тоже не идеальны, но, честное слово, стараемся. Сюда охотно идут трудиться люди, которые должны уметь взаимодействовать с родителями, детьми, быть последним и мамой, и папой, и бабушкой, и дедушкой.

Любовь исцеляет!

Мальчики и девочки из школы-интерната проходят такую школу жизни, что и врагу не пожелаешь. И по степени социального иммунитета они могут дать сто очков вперед любому из нас, поскольку такое в жизни повидали! Ребенку 13 лет, а он прошел через все: и алкоголь, и токсические вещества, и бродяжничество.

- Я думаю, каждый человек должен осознавать, для чего он живет. Хочется так работать, чтобы в конце жизни не стыдно было оглянуться и сказать: «в этой жизни я делал нужное дело. Многие ребята вышли в люди благодаря и моим усилиям», - резюмирует директор.

P.S. Мнение о том, что все детские дома находятся под крылышком богатых спонсоров, не совсем верное. Коррекционную общеобразовательную школу-интернат № 1 поселка Иноземцево шефы никогда не осаждали. Тем не менее сейчас жизнь в этом учреждении, кажется, налаживается. Во многом потому, что интернатовцы находят поддержку в лице местного филиала одной из федеральных компаний. В частности, за счет средств этой организации был произведен ремонт спортзала, приобретена новая мебель, собрано большое количество вещей.


«Мои года - мое богатство»

В этой школе я проучилась всего четыре года, но так к ней привыкла, что очень больно расставаться с ней. Она была моим приютом, убежищем. Я узнала здесь, что можно, а что нельзя, я научилась шить, убирать, готовить. Я раньше и не знала, что у меня будет столько друзей. Я могла обратиться за помощью к учителям и знала, что меня здесь выслушают и помогут. В этой школе мне было очень интересно.

Школьные годы летели очень быстро, и я не заметила, как они подошли к концу. Я прошу всех учителей и воспитателей простить меня за все и говорю всем огромное спасибо. Мне очень жаль, что все кончилось.

Из сочинения на свободную тему выпускницы коррекционной школы-интерната № 1 поселка Иноземцево Ольги Дудниковой.

Артур ИНДЖИЕВ
«Цветы на обочине»
Газета «Ставропольская правда»
26 апреля 2008 года