00:00, 23 апреля 2008 года

Порядок оплаты за электроэнергию в Ставрополе изменился

Новоявленные суммы в квитанции значатся, в общем-то, не особо большие – от нескольких десятков до 150-200 рублей. Зависят они, как выяснилось, от количества человек, проживающих в конкретной квартире, и наличия в доме лифта. Однако в данном случае принципиален другой вопрос – не очередная ли это «страшилка» от ставропольских энергетиков? Напомним, что буквально год назад горожане – в том числе и исправно платившие за свет – чуть ли не поголовно получили уведомления, где порой появлялись умопомрачительные задолженности перед энергетиками. Причем «Горэлектросети» Ставрополя тогда грозно предупреждали, можно сказать, о самом настоящем «конце света»: в случае неуплаты его обещали попросту «обрезать» да сверх того производить начисления «за пользование чужими средствами». Но помните, после долгих разбирательств и недельных хождений по кабинетам выяснялось, что именно на вашей фамилии по нелепой случайности произошел сбой компьютера или нерадивый и невнимательный сотрудник ошибся при введении в базу данных информации об абоненте. Инцидент в итоге удалось разрешить. Однако, как говорится, осадок у ставропольчан остался, и за столь массовые ошибки и причиненные неудобства извинений они не получили. Потому неудивительно, что очередные «депеши» от городских энергетиков были встречены со значительной долей скепсиса и недоверия.

На этот раз горэлектросети выставили счета за отпуск электроэнергии на общедомовые нужды многоэтажек. И вновь извещения гласят о том, что за неуплату в отношении должника могут быть введены ограничения в поставке электроэнергии. Откуда, собственно, взялись эти счета и как раньше производилась оплата за свет на лестничных площадках, энергоснабжение лифтов и т.д.? С этим вопросом мы обратились в ОАО «Горэлектросети» Ставрополя.

Приводим официальный ответ: «Появление новой строки расходов обусловлено тем, что с января 2008 года по настоящее время управляющие компании отказываются заключать договоры энергоснабжения мест общего пользования. Начиная с 01.01.2008 г. за поставленную нами электроэнергию в места общего пользования (лестницы, подъезды, лифты, подвалы и т.д.) вами (т.е. жильцами. – Ю.Ю.) оплата не производилась ни управляющим компаниям, ни нашей организации. Несмотря на отсутствие оплаты, нами было принято решение не вводить ограничения на поставку электрической энергии в подъезды домов... Организация готова распределить задолженность по оплате мест общего пользования за два месяца и выставлять счета в следующем порядке: за март 2008 года – оплата за март и январь, за апрель – оплата за апрель и февраль, далее – оплата за текущий расчетный месяц».

Казалось бы, все до банального просто. Однако тут же возникает следующий вопрос: почему целый ряд управляющих компаний краевого центра, в чьи обязанности как раз и входит своевременное заключение нужных договоров (за это они тоже получают деньги), вдруг проигнорировали требование энергетиков? Как оказалось, у работников жилищного хозяйства в этой ситуации абсолютно иные доводы. По крайней мере, свою вину, на что пеняют гор-электросети, они полностью отрицают.

Как пояснили мне в одной из управляющих компаний Промышленного района Ставрополя, ранее каждый потребитель платил за освещение мест общего пользования в многоквартирном доме. Но эта услуга была скрыта, а именно – включена в первую строку привычных квитанций, – в ту, что подразумевает содержание и обслуживание жилья. ЖЭУ и новоявленные управляющие компании здесь выступали посредниками, они и перечисляли горэлектросетям деньги за свет в подъездах, подвалах и т.п. Постановлением главы города услуга недавно была отнесена в разряд коммунальных, и из упомянутой первой «жилищной» строки ее попросту исключили. Тем самым обязанность заключать договоры с энергетиками по поводу освещения мест общего пользования с управляющих компаний была автоматически снята. «Мы отвечаем за состояние самих электросетей, а вот считать, сколько киловатт-часов по ним проходит, изначально не должно входить в нашу компетенцию», – сообщили мне уже в моем «родном» ЖЭУ – ныне также преобразованном в управляющую компанию. Таким образом городские электросети, дабы избежать колоссальных потерь, были вынуждены начать работу со своими клиентами напрямую… Правда, опять же почему-то со всеми поголовно: извещения получили даже жильцы тех домов, где установлены общедомовые счетчики. Хотя за свет они платят по факту, а не исходя из неких призрачных норм потребления.

Вот, собственно, суть проблемы, которую и конфликтной-то, по большому счету, и не назовешь. Но на чьей бы стороне в данной ситуации не была правда, согласитесь, меньше всего это должно отражаться на нас – потребителях. На практике же получается, что организации жилищно-коммунального комплекса так просто «пинают» (причем обязательно со ссылкой на Жилищный кодекс) друг от друга строчки в квитанциях, ответственность за предоставление услуг и в почти закрытом режиме ведут расчеты и начисления… А запугивают, да еще вовремя не предупреждают, как раз тех, кто за это все непосредственно платит…

К слову, любопытна здесь позиция городской власти. В свое время она активно агитировала жителей многоэтажек Ставрополя при выборе способа управления домами отдать предпочтение муниципальным управляющим компаниям. Они, как помнится, «выросли» на базе привычных ЖЭУ. В качестве главного резона говорилось о том, что эта форма наиболее понятна и привычна для большинства. Мол, за реабилитацию домов возьмутся профессионалы. И, действительно, немало горожан вняли этим доводам. Кроме того, управляющие компании продолжают «рулить» и неопределившимися домами. Теперь же, когда в треугольнике «управляющая компания – потребитель – энергетики» вдруг возникла напряженная ситуация, которая требовала хотя бы предварительной разъяснительной работы с населением, муниципалитет от довольно странного спора скромно самоустранился. Иначе не скажешь. В администрации Ставрополя в ответ на наши вопросы сослались на то, что «Горэлектросети» уже не подведомственное МУП, а акционерное общество, потому оно самостоятельно и автономно от местной власти общается со своими клиентами…

P.S. А если посмотреть на «коммуналку» шире, то вопрос тарифообразования поистине является самым мутным и недоступным для абсолютного большинства из нас. Как раз для тех, кто по этим тарифам ежемесячно и расплачивается.
И вроде втолковывают нам эту грамоту годами, а все равно, согласитесь, до конца непонятно, откуда все же «вылезают» эти загадочные цифры в квитанциях.

«Пока не меркнет свет»
Газета «Ставропольская правда»
23 апреля 2008 года