00:00, 18 апреля 2008 года

Пьеса Лопе де Вега «Дурочка» в постановке театра «Слово»

На премьеру родного для меня молодежного театра-студии «Слово» в Ставропольский городской Дворец детского творчества я шла с некоторой... морщинкой на переносице. Лопе де Вега? «Дурочка»? Но как?

Пьеса, которая значится в репертуаре многих мировых и российских театров, - на сцене самодеятельной молодежной студии с нулевым бюджетом? Средств не было даже на афиши, где уж мечтать о ярких юбках, камзолах, кастаньетах, гитарах и прочем антураже из жизни Испании XVlll века! И все же в глубине души я знала: неудачи быть не может. Он обязательно что-нибудь придумает! Он - это любимый наш режиссер и учитель, заслуженный артист России Владимир Гурьев.

Увиденное превзошло все мои ожидания, не говоря об опасениях: Он - придумал. Пьесу Лопе де Вега (а ее окрестили здесь Гимном любви) на сцене разыгрывали не просто актеры, а якобы студенты клоунского отделения циркового училища! Идея не требовала ничего, кроме голых подмостков и чистых, не обросших штампами и «домашними заготовками» душ студийцев.

Мы увидели, по сути, классический площадной театр. Трогательные в своей нелепости, смешные лицедеи расхватывали разноцветные листочки-роли из пьесы и тут же принимались импровизировать. Благо, простор для игры великий испанец предоставил в избытке: здесь можно и хохотать заставить, и слезу вышибить, и стихи декламировать, и блеснуть зажигательным фламенко.

Сюжет, если помните, не слишком оригинален: в центре внимания - две сестры на выданье, одна из которых, красавица Ниса, слывет «умнейшей из мадридских дам», а другая - Финея - «хоть бедна умом, богата звонкими эскудо». Её щедрое приданое бередит умы многочисленных женихов!

А потом на деревянной лошади является «рыжий клоун» Лисео. В исполнении Михаила Сагалаева он горяч и напорист. Яркая внешность Нисы сбивает его с толку, и он уже готов забыть о приданом «дурочки-Финеи» и сделать предложение красотке. Второй искатель приключений - «белый клоун» Лоуренсьо (Денис Цопарь) - робкий и нерешительный романтик, непризнанный поэт, собирающий... пустые бутылки неподалеку от дома сестер.

Уже в самом начале действия зритель вместе с горе-женихами чует подвох: так кто же здесь на самом деле дурочка? Финея, которая резвится на чердаке с дюжиной котят, носится по дому в простом рубище и доводит до бешенства учителя грамматики (его блестяще сыграл дебютант Армен Аветисян), или Ниса, которая, боясь утратить славу умницы-красавицы, раздувается, подобно эдиповой лягушке, поминутно впадая в истерику?

Роль Финеи - несомненная удача начинающей актрисы Линуры Валитовой. Ее героиня - большой, чистый ребенок, этакая белая ворона в мире подлости и интриг. Перед этой первородной чистотой и наивностью даже самая закоренелая фальшь рушится с быстротой карточного домика. Финея мудра душой, а главное ее богатство не деньги - способность любить. Именно любовь превращает нелепую, чуть косолапую девчонку в прекрасную девушку с «поступью богини». И зритель шаг за шагом проживает эти перемены вместе с героиней.

Особо стоит сказать об эпизодических персонажах. Вот уж поистине - не бывает маленьких ролей! В «Дурочке» чем меньше роль, тем она ярче. Чего стоят неудачливые поклонники в исполнении Тимура Агафонова и Евгения Фатуллаева. Объединенные одним плакатом на шее (имя «возлюбленной» периодически меняется), они как сиамские близнецы даже разговаривают хором... Тут я поймала себя на мысли, что не слышу собственного смеха: он сливался со смехом впавшего в детство зала. В коем замечены были и преподаватели университета, в том числе факультета филологии и журналистики. А они-то, несомненно, читали пьесу и не могут не заметить, что в данной сценической версии кое-где изменен текст и даже придуман свой собственный финал (результат бурного репетиционного процесса, длившегося без малого год). Время от времени я с беспокойством поглядывала на тех, кто преподавал мне зарубежную литературу, и видела, как горят их глаза, как они от души смеются, утирая слезы платочками. Им ли не знать, что текст Лопе де Вега видоизменялся и обрастал новыми деталями практически в каждом театре, где ставили «Дурочку». На любых подмостках она чудесным образом приобретает новый колорит, и ни один спектакль никогда не похож на другой. Таково уж волшебное свойство бессмертной классики.

Кстати, театр-студия «Слово» на протяжении всех 15 лет своего существования остается верным прежде всего классическим произведениям. Не только по своим личным пристрастиям, а в благородном стремлении приблизить классику к современной нам молодежной аудитории. И молодежь отвечает искренним интересом. Спектакли «Дон Кихот» по Булгакову, «Что помешало мне сказать «аминь»?» по Лескову, «Мчатся бесы» по произведениям Пушкина, «Плаха» по Айтматову неизменно собирали полные залы учащихся и студентов. По признанию многих, самобытный коллектив «Слова» давно уже стал неотъемлемой частью культурной жизни города и края. Он не раз отмечен премиями и наградами разного уровня конкурсов, стал лауреатом премии президента России, лауреатом Vlll Всероссийского фестиваля молодежных театров «Русская драма» в Москве, лауреатом премии краевого союза молодежи. Фактически «Слово» занимает нишу отсутствующего в городе театра юного зрителя. В этом он опирается на поддержку руководства Дворца детского творчества, в стенах которого идут и репетиции, и спектакли. И каждая премьера становится без преувеличения событием, приглашением молодого зрителя к честному и открытому диалогу о жизни, любви, честности, верности долгу и еще очень многом вечном и важном.

А в тот премьерный весенний вечер мне стали по-новому понятны слова Ф. Гарсиа Лорки, ставившего «Дурочку» в 1934 году в Буэнос-Айресе:

«Дурочка - это зеркала и золотые скрипки. И девочка, стоя на цыпочках, хочет дотянуться до самой высокой розы…». Мне кажется, в тот вечер девочка дотянулась до розы...

Юлия ПЕРЕСЫПКИНА
«Моцарт слышен в душе»
Газета «Ставропольская правда»
18 апреля 2008 года