00:00, 15 апреля 2008 года

Как защищать свои права потребителям?

Отношения продавцов-покупателей регулирует закон «О защите прав потребителей». Как уже писала «СП», недавние поправки к нему сделали этот документ более лояльным по отношению к покупателям. В частности, расширился круг лиц, к которым потребитель может обратиться. Теперь это не только продавец и производитель, но и импортер товара. Причем информация о последнем должна быть передана потребителю вместе с товаром.

Многое изменилось в статье 18, которая является одним из самых важных разделов закона. Начиная с названия. Оно теперь звучит как «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков» вместо прежнего - «Последствия продажи товара ненадлежащего качества».

Какие же меры вправе предпринять покупатель в случае, если купленный товар оказался некачественным? Во-первых, можно потребовать у продавца замены на точно такой товар или другой марки с перерасчетом цены. Во-вторых, можно настоять на соразмерном уменьшении цены, то есть на скидке. В-третьих, вы имеете право на безвозмездный ремонт или возмещение расходов на него в случае исправления вами же или третьим лицом. Наконец, в течение пятнадцати дней можно просто вернуть товар и потребовать возврата денег, при этом вывоз товара продавец должен осуществить за свой счет.

И еще один важный момент. Если речь идет о технически сложном товаре (например, об автомобиле, компьютере, бытовой технике), покупатель может потребовать возврата денег, замены на такой же товар или товар другой марки с перерасчетом цены даже в том случае, если недостаток товара признается несущественным. То есть просто чем-то не устраивает покупателя. Но это в том случае, если с момента покупки прошло не более 15 дней. Если больше, то покупатель вправе принять те же меры, только в случае признания существенности недостатка, или если продавец или изготовитель не устранил недостатки в оговоренный срок, а также если товар ремонтируется более 30 дней в период гарантии.

Бывает и так, что ни одна из сторон не хочет признавать, что недостатки товара появились именно по их вине. Тогда покупатель вправе требовать от продавца, производителя или импортера провести экспертизу за их счет и в своем присутствии. В случае несогласия с ее результатами можно оспорить их в суде.

И последнее. Если вы купили некачественный товар и хотите, чтобы вам его отремонтировали за счет фирмы, предусмотрительно укажите все его недостатки письменно и проследите, чтобы ваша заявка была зарегистрирована. Спокойно начинайте отсчет — срок ремонта не может превышать 45 дней. При этом отсутствие запчастей не может быть причиной увеличения этого срока. В противном случае смело обращайтесь с заявлением о нарушении ваших прав в территориальные отделения краевого управления Роспотребнадзора.

«Управа на продавца»
Газета «Ставропольская правда»
15 апреля 2008 года