00:00, 11 апреля 2008 года

«Свидания по средам» - комедия в ставропольском театре драмы

Пьеса отечественного автора Валентина Красногорова «Свидания по средам» привлекла внимание постановщика, заслуженного деятеля искусств РФ Валентина Бирюкова, очевидно, уже самим жанром – комедия-фарс, открывающим перед исполнителями широкий простор для импровизаций. Пожалуй, чуть точнее ее можно было бы назвать комедией положений, ибо спектакль действительно изобилует множеством калейдоскопически сменяющихся ситуаций одна смешнее другой, что позволяет действию развиваться стремительно, а для хорошей, настоящей комедии это едва ли не главное условие успеха. Постановка отличается от предыдущей работы В. Бирюкова «Женщины без границ» именно напористой динамикой сюжета, буквально ни на секунду не теряя внимания зрителя, который не просто смеется над очередным пассажем, но уже начинает жить предвкушением следующих. И они не заставляют себя ждать, все крепче вовлекая веселящийся зал в происходящее на сцене.

Надо ли говорить, как это захватывает исполнительский ансамбль? Актеры с каким-то радостным азартом дружно участвуют в реализации предлагаемых драматургией обстоятельств, насыщенных всевозможными подробностями. Здесь, как и в «Женщинах…», тоже достаточно много диалогов, но перед нами тот удачный случай, когда разговорные сцены не становятся чересчур многословными. Гармонично-причудливая вязь слова и действия погружает нас в атмосферу внешне вполне правдоподобных ситуаций, тем не менее на глазах превращающихся в совершенно абсурдные. И обязательно смешные! Взаимоотношения двух главных героев-сослуживцев и их жен выстраиваются в запутанную юмористическую цепь перипетий, переживаемых ими «на полном серьезе». Ну какие могут быть шутки, если жена вот-вот разоблачит неверного супруга, а друг, клявшийся еще накануне за рюмкой чая в искренней привязанности, наградит, увы, такими развесистыми рогами, что ой-ей-ей?.. И вот уже вообще непонятно, кто кому больше изменяет, какие цели при этом преследует и чего еще можно ожидать от непредсказуемо развивающихся событий. Бурные эмоции персонажей, сопровождаемые хохотом зала, все накаляются.

Спектакль, набирая обороты, и впрямь обретает все приметы фарса, достигая апогея с появлением на сцене сторонних участников сложного «четырехгранного» адюльтера в лице грозного Шефа и его, хм, весьма раскованной секретарши. Комедия положений, крепко сдобренная истинно фарсовыми забавами, щедро приправленная соответствующими острыми репризами, лихо расцвеченная эффектными пассажами, приносит зрителю именно то удовольствие, которого он вправе ждать от этого «простого» жанра.

На хорошем профессиональном уровне работают все занятые в спектакле исполнители, а это, стоит заметить, случается далеко не в каждой постановке. Бывает, чья-то роль не совсем соответствует внешнему имиджу актера, или нечетко прописана драматургом, или ненароком затушевана режиссёром в поиске нужного ему выразительного решения. Здесь перед нами целое созвездие актерских удач и точных попаданий. На всю данную талантом «катушку» выкладывается основной мужской дуэт заслуженных артистов РФ Бориса Щербакова (Феликс) и Александра Ростова (Виктор). Хитроумная придумка хорохористого Феликса, поначалу настороженно воспринятая мямлей-Виктором, по ходу действия оборачивается против самого инициатора, и дружок становится не таким уж растяпой, как казалось, и вот уже трудно различить, кто истинная жертва закрученной интриги-интрижки, да и жертвы ли они, эти «добропорядочные» мужья, кинувшиеся в водоворот запретных страстей? И можно ли назвать страстью их явно натужные попытки самовыразиться на скользкой стезе Казановы, попутно, однако, лелея смелые карьерные мечты и мня себя достойными куда более высоких чинов. Актеры, не раз игравшие вместе в одних и тех же спектаклях, вновь демонстрируют слаженность и чуткое понимание партнеров. Оба наделены явным даром красиво хохмить и импровизировать, оба чувствуют себя в комедийной атмосфере как в родной стихии, успевая то подмигнуть залу, то совершить эффектный кульбит, то вызвать новую волну смеха еще одной гримасой, коих у каждого, по-моему, неисчислимый запас.

А какие у них партнерши! С такими, ей-богу, грешно было бы сыграть слабо. Хорошенькая лицемерка Варя в исполнении заслуженной артистки РФ Светланы Колгановой являет собой распространенный образчик милой заботливой женушки, чья главная цель в жизни ну, разумеется, исключительно служебный успех мужа. Ради которого можно даже поступиться кое-чем из своей сугубой порядочности. К тому же сия «самоотверженная борьба» за место под солнцем благополучия сулит и некоторые не лишенные приятности ощущения. Правда, когда тайные шалости становятся, увы, явными, борьба приобретает уже не столь приятные и вовсе не изящные формы… Еще одной несомненной удачей в нынешнем сезоне стала работа в «Свиданиях…» молодой Евгении Капраловой, очень достойно вписавшейся в когорту заслуженных артистов. Как и в «Женщинах без границ» актриса порадовала неподдельной сценической органикой, хорошим чувством юмора и умением играть в ансамбле. Ее «знойная женщина» Елена одновременно и внешне очень эффектна, и по-настоящему комедийно смешна. Причем смешна именно в соответствии с характером героини. Это уже не простецкая девчонка парикмахерша, какой мы ее видели в «Женщинах…». Тут характер посложнее, и актриса с честью справляется с задачей. Не претендуя на роль оракула, тем не менее хочу «провозгласить» появление в труппе театра новой яркой, многообещающей исполнительницы, которая способна подарить публике еще немало разных и интересных образов. Пожелаем ей в этом удачи, а себе - приятных впечатлений.

Наконец, еще один неповторимо эффектный дуэт являют сногсшибательная секретарша по прозвищу Фифа (артистка Лада Гольдман) и человек, называемый кратко-внушительно - Шеф (заслуженный артист РФ Владимир Аллахвердов). Типичнейшие по своим характерам, эти персонажи в спектакле наполнены собственной индивидуальностью, создаваемой всеми доступными театральной сцене способами выразительности - от костюмов до мимики и походки. У Лады Гольдман получилась весьма реалистичная девица «без предрассудков», задорно кидающаяся в увлекательную по ее представлениям авантюру. Девица, впрочем, не так проста: в фирме она - едва ли не самая влиятельная персона благодаря, как можно догадаться, особо близким отношениям со всемогущим Шефом. А само ее имя - Аллочка - так и навевает прямые ассоциации с Эллочкой Людоедкой. Однако Аллочка-Фифа - более сложная «версия», ее в отличие от героини «Двенадцати стульев» даже шустрый Командор Бендер вряд ли сумел бы надуть.

Именно Фифа и ее начальник придают спектаклю ту самую заявленную фарсовую составляющую. Абсолютно неожиданным видим мы Владимира Аллахвердова: ветеран сцены лепит Шефа настолько гротескными сатирическими приемами, что кажется - еще чуть-чуть и будет перебор, ан нет, незримая грань соблюдена высокопрофессионально и виртуозно: надменный и властный Шеф, перед которым, само собой, трепещут все подчиненные, заставляет публику как-то нервно хихикать, оглядываясь с опаской, как бы кто из соседей по залу не расценил превратно слишком уж откровенный смех над начальством (все-таки начальство! с ним надо поосторожнее...). А «начальство» и правда уморительно-смешно, и в то же время успевает позлорадствовать и поиздеваться над проштрафившимися интриганами, и потешить свое чиновное самолюбие, и умыкнуть в порядке «искреннего дара» ценные образцы из коллекции Виктора, и «размазать по стенке» раболепно униженного Феликса, и в конце концов получить из двусмысленно-фальшивой ситуации наибольшую выгоду - молодец Шеф! А исполнителю - отдельное зрительское спасибо за замечательный образ.

Но в чем же мораль? - может спросить нахохотавшийся театрал. Мне кажется, автор пьесы предоставляет нам самим разбираться, что такое «хорошо» и что такое «плохо» во всей этой запутанной истории. И это,

извините, хорошо. Никто ничего здесь специально не «разжевывает», наоборот, и режиссер со своей стороны еще усиливает «запутанность» данной ему волей. Валентин Бирюков командует этим парадом с неменьшим азартом, чем актеры, подтверждая свой авторитет неутомимого выдумщика и опытного мастера сценической смехотерапии. Он, как водится, порой тоже откровенно хохмит, наделяя одного из героев ангельскими крыльями, на другого надевая уморительный парик, а пару любовничков заставляя кататься на роликах в абсолютно дурацких «эротических» нарядах... Да, словно говорит он прямо глядя в глаза придирчивому зрителю, это просто комедия. Вам смешно? Вам интересно? Так неужели этого мало?

«Просто, просто, просто комедия»
Газета «Ставропольская правда»
11 апреля 2008 года