00:00, 5 апреля 2008 года

Премьера в Ставропольском краевом театре оперетты в Пятигорске - творение Имре Кальмана «Последний чардаш»

Согласитесь, любителей оперетты и особенно музыки Кальмана трудно чем-то удивить: все известно, все на слуху - «Сильва», «Марица», «Баядера», «Мистер Икс»… И вдруг – нечто новое! За несколько дней перед премьерой в театре разрывались телефоны, люди спрашивали: «Последний чардаш» - это что, новая постановка «Сильвы»? И очень удивлялись, когда узнавали, что грядущая премьера никакого отношения к «Сильве» не имеет. Посему в вечер первого показа зал был полон и изнывал от любопытства.

- Это сюрприз для вас, дорогие зрители, - окончательно заинтриговала публику перед началом спектакля директор театра, заслуженный работник культуры РФ Светлана Калинская. – Мы представляем вам спектакль, который никогда не шел на нашей сцене…

Наконец тяжелый занавес раздвинулся, открыв таинственное полутемное пространство, клубящееся синими дымами, - показалось, что действие начнется в какой-нибудь сказочной стране фей. Но вместо порхающих нимф или эльфов на сцене вдруг появились двое военнопленных, которых бесцеремонно конвоировал одетый в теплое обмундирование солдат с ружьем. Через несколько минут стало понятно, что дело происходит в Сибири, во время Первой мировой войны. Мерзнут и страдают в плену у русских два венгерских офицера: артиллерист Шандор (засл. артист России Алим Абалмасов) и скрипач Янко (Станислав Козицкий). И совсем им стало тошнехонько в неволе, но тут госпожа Фортуна решила сменить гнев на милость: русского офицера, который охраняет наших героев, в свое время спас от смерти венгр, и он решается устроить пленникам побег.

Шандор и Янко переходят границу и попадают в китай-ский город Харбин. Здесь они узнают, что в городе остановился крупный коммерсант Жерар Ван Дер Колен (засл. артист России Евгений Зайцев), который скоро поедет через Россию в Венгрию. И друзья решаются попросить у него помощи. Действие переносится в роскошные, оформленные в восточном стиле – с веерами, драконами и огромной статуей Будды - апартаменты Ван Дер Колена.

Тут следует немного отвлечься от сюжета и сказать о музыке – чарующем, необычном сочетании традиционных для И. Кальмана интонаций чардаша с китайскими мотивами. В оперетте раскрываются совершенно новые, незнакомые грани таланта великого маэстро: весь музыкальный материал удивительно легкий, весенний, очень отличающийся от сочных, насыщенных мелодий той же «Сильвы». Кстати, литературный материал собрали из двух пьес: Г. Глоткина и Г. Ярона. И, конечно, очень много милых шуточек и «изюминок» родилось «за столом» в процессе работы над постановкой.

Но вернемся к действию. Богатей Ван Дер Колен в качестве счастливого жениха планирует будущее вместе со своей невестой, очаровательной Викторией (засл. артистка России Ирина Комленко). В предвкушении выгодного бракосочетания с богатенькой китаянкой Ю-Лань (Оксана Клименко) пребывает и брат Виктории - Коломан Ферри (засл. артист России Николай Смирнов). К тому же Ван Дер Колен выхлопотал для своего будущего родственника должность консула Гватемалы. Мужчины веселы и поглощены предстоящими приятными событиями, а вот Виктория места себе не находит. Ей кажется, что в городе она видела своего былого возлюбленного Шандора. Она поклялась ему в вечной любви и верности, но он погиб на войне…

И, конечно же, именно тот самый Шандор приходит вместе с Янко в дом Ван Дер Колена за помощью. Коммерсант соглашается помочь – ведь его будущая жена венгерка! Тут Шандор узнает в невесте своего благодетеля женщину, ради которой он выжил и прошел все ужасы плена… Ему кажется, она счастлива, и, чтобы не разрушать жизнь Виктории, Шандор решает не попадаться ей на глаза, называется вымышленным именем. Но их все-таки представляют друг другу…

Надо сказать, что более емкими, чем принято в классической оперетте, получились персонажи второго плана. Уж на что все герои Николая Смирнова неизменно срывают овации, но роль «консула Гватемалы» и незадачливого мужа китаянки удалась ему на славу. Комично-трагическое состояние Коломана Ферри после свадьбы, когда выясняется, что он женился не на скромной и покладистой китайской девушке, а на жадной и охочей до мужского внимания стерве, вызывало гомерический хохот в зале. Следует отметить работу Оксаны Клименко, которая великолепно сыграла жеманную и пустую Ю-Лань. При том, что пластический рисунок роли, костюм и грим были довольно сложными. Эффектно у нее получился и псевдокитай-ский «щебет», на котором она изъяснялась с мужем…

Живой и озорной предстает еще одна влюбленная парочка – скрипач Янко и камеристка Виктории Рикетт (Ирина Абгарян), которая пела нетипичным для «субретки» голосом с хорошими нижними нотами, добавляя музыкальному рисунку спектакля некую «оперность».

В общем русле выдержана и работа сценографа, художника по костюмам Инны Августинович – декорации и костюмы героев оригинальны, красочны, органично вписываются в действо.

Очень интересно поставлены хореографические номера, прежде всего «китайские» танцы. Главный балетмейстер Татьяна Шабанова вновь не побоялась подключить к постановке студентов второго курса Минераловодского музыкального училища. И ребята не подвели, продемонстрировав отличную пластику и артистичность.

Второй акт оперетты разворачивается в Петербурге, где проездом в Венгрию остановился Ван Дер Колен. Вместе с ним по документам сотрудников дипломатической миссии едут Шандор и Янко. Еще немного, и они будут на родине. Но Шандор страдает – Виктория его не замечает. Он хочет понять, почему она не дождалась его. Объяснение обоим приносит боль – Виктория рассказывает, как она долго не верила в известие о смерти любимого – ее убедили слова офицера, который поклялся, что сам видел, как Шандора убили. У нее совсем не было денег, тяжело болела мать, а тут богатый поклонник с предложением руки и сердца… Чтобы помочь своим близким, она дала согласие стать женой Ван Дер Колена и не может нарушить слово…

Тем временем сам Ван Дер Колен с ужасом узнает, что венгерский офицер, которому он помогает, – бывший возлюбленный его невесты. И понимает, что теряет Викторию. В довершение ко всему к нему приходят с обыском – Ю-Лань разболтала своему поклоннику – русскому офицеру, что они спасают беглых военнопленных… Шандор решает одним махом разрубить мучительный любовный треугольник и сам сдается на милость русских властей, заявив, что его гостеприимный хозяин не знал, кто он такой. Виктория порывает с Ван Дер Коленом, но получает известие, что Шандора расстреляли…

Тем не менее, как и диктует жанр, конец счастливый: в очередной раз избежав смерти, Шандор возвращается в родную Венгрию, встречает Викторию, и они, наконец, соединяются. Самым несчастным в итоге оказывается Ван Дер Колен...

В целом спектакль смотрится на одном дыхании, вся труппа – и мэтры, и молодые артисты – работает слитно, без скидок на неопытность. В постановке много драматических приемов, образы глубоко и хорошо проработаны, что опять же далеко не всегда свойственно «легкомысленному» жанру оперетты.

- Молодежь надо мной посмеивалась – мол, у нас не режиссер, а дрессировщик по фамилии Запашная, – улыбается режиссер-постановщик спектакля Инна Хачатурова. - Сложным для меня было то, что эта оперетта мало известна, хотелось, чтобы зритель вышел после спектакля с положительным впечатлением. Я не знаю, почему «Последний чардаш» так редко ставят. Везде, где он шел, - в Краснодаре, Волгограде – пользовался успехом. Конечно, он не такой яркий, как «Баядера» или «Сильва», но свою нишу зрительских симпатий, безу-словно, найдет.

Думается, уже нашел: спектакль оставил ощущение не только новизны материала, но и талантливой, продуманной постановки, которая долго будет украшать репертуар театра.

Пятигорск.

«Незнакомый Кальман»
Газета «Ставропольская правда»
5 апреля 2008 года