00:00, 5 апреля 2008 года

Итоги проведения на Ставрополье выборов депутатов Государственной Думы РФ и президента России обсуждали в Кисловодске

Если по этим кампаниям вопросов практически не было, то дебаты вокруг прошлогодних выборов в краевую Думу по сей день не стихают. И связано это с недавним обращением крайизбиркома в суд о признании недействительными депутатских мандатов, полученных по спискам партии «Справедливая Россия».

- Почему только спустя год краевая избирательная комиссия разглядела факты подкупа избирателей на выборах краевых парламентариев? - спросил я у председателя краевой избирательной комиссии Бориса Дьяконова перед началом семинара. - Не объясняется ли это изменившейся политической конъюнктурой?

- На самом деле заявления подавались в правоохранительные органы еще в ходе избирательной кампании. Последнее обращение было шестого марта 2007 года. Однако органы внутренних дел предоставили материалы расследования только в начале февраля нынешнего года. Мы их тогда же изучили. Но в это время было очень много организационной работы по выборам президента России, поэтому заявление в суд мы подготовили и направили после утверждения итогов выборов – шестого марта 2008 года.

- И все-таки почему расследование продолжалось так долго?

- В аппарате крайизбиркома 12 человек. Плюс системные операторы в каждом районе. Мы просто не в состоянии проводить расследования. Да и вообще это функция органов внутренних дел. В рамках этого дела они опросили 142 человека во всех районах края и подготовили, на наш взгляд, качественные материалы.

- Тем не менее это странно: потратить целый год на опрос 142 человек… А намерен ли крайизбирком предъявить иск также по поводу подкупа избирателей партией «Единая Россия»?

- В январе нынешнего года мы направили в органы внутренних дел запрос с просьбой проинформировать крайизбирком, как идет расследование всех заявлений по фактам подкупа избирателей, а не только тех, которые касались партии «Справедливая Россия». Просто в адрес «Единой России» таких заявлений не было. Так что речь идет только о нарушениях закона. Хотя я понимаю, что отчасти это и политический вопрос, поскольку касается политической борьбы. От этого, к сожалению, не уйти.

- Вы требуете сложить полномочия от всех депутатов, прошедших по спискам «Справедливой России», или только от тех, к кому персонально есть претензии?

- Мы принципиально не будем отзывать из суда материалы ни по одному из депутатов.

- Если суд удовлетворит иск крайизбиркома, не поставит ли это под угрозу легитимность всех решений краевой Думы, которые депутаты приняли за целый год?

- Все это выдумки. Мандаты станут недействительны с того момента, когда вступит в силу решение суда. Никакой обратной силы оно не имеет. Так что те законы, которые были приняты, не подлежат пересмотру.

- Имеется опыт прошлогодних кампаний по выборам депутатов в краевую и федеральную Государственную Думы. Как вы считаете, уместно ли было переходить на выборы по партийным спискам или же это ошибка законодателей?

- На нынешнем этапе политического развития страны уместно. При довлеющей партии, которую поддерживают все администрации, использование мажоритарной системы привело бы к тому, что уже через один-два цикла все «одномандатники» стали бы «единороссами». Соответственно в Думе была бы представлена только одна партия. А пропорциональная система стимулирует создание многопартийной системы.

«Во благо многопартийности»
Газета «Ставропольская правда»
5 апреля 2008 года