00:00, 5 апреля 2008 года

Игра в прятки по-взрослому

Согласитесь, даже простые обывательские наблюдения показывают, что с великой скоростью на наших дорогах множится количество автоинспекторов. Причем выскакивание из-за кустов с радаром в протянутой руке, по-моему, уже стало излюбленной практикой милиционеров. И, знаете, будь от этого реальная польза, подобная «мода» не вызывала бы в обществе столь массовые протесты. Однако та же статистика дорожных происшествий показывает, что общая динамика в принципе не меняется. Количество аварий, нарушений, да и общее число пострадавших год от года, к сожалению, остается примерно на одном уровне.

Было бы глупо да и бессмысленно утверждать, что контроль на российских дорогах абсолютно не нужен. Он необходим, да собственно и без самой автоинспекции нам не обойтись. Но только вот существовать она должна однозначно не в том виде, что сейчас: нынешняя система контроля попросту прогнила. Современные инспекторы как-то запамятовали, что они должны быть прежде всего организаторами движения, а не инициаторами преступлений. И как бы мы – простые люди – ни пытались хотя бы примерно представить себе масштабы взяточничества и коррупции на дорогах, это, уверяю, практически невозможно.

Принципиального милиционера, а тем более инспектора на дороге, скажу на собственном опыте – действительно сейчас нечасто встретишь. Обычно еще не начат разговор, и пока водитель спешно достает стандартный набор документов, по взгляду и движениям можно понять, сколько примерно запросит так называемый страж порядка. В подобных условиях, как это ни прискорбно, упомянутое выше словосочетание «страж порядка» становится смешным. Представьте, оно в принципе должно вызывать прежде всего уважение. Но скажите, какой порядок может быть в обществе, когда до такой степени развращены его «стражи»?

Кто-то скажет, мол, стоит ли винить самих инспекторов: находясь у такой кормушки, мало кто устоит перед соблазном, тем более что официальная зарплата у нашей доблестной милиции вроде как невелика. Да что ни говори, и менталитет наш на это толкает, и нынешняя неподконтрольность инспекторов. Вот тут-то и надо задуматься о самой системе. Наверное, все-таки хватит развращать людей в погонах. Это же губительно прежде всего для окружающих, над которыми они абсолютно несправедливо приобретают власть. Все-таки настало время, когда в России общество для полноценного развития должно ограничивать и воспитывать правоохранников. Ведь нынешний произвол и всё увеличивающиеся аппетиты ни к чему хорошему не приведут.

Прошу прощения за грубость, но не скотские ли ощущения вызывает ситуация, когда из-за пригорка или деревца вдруг навстречу вашему автомобилю выскакивает гибэдэдэшник, целясь в вас своим локатором? Причем «волшебный» приборчик он, вполне возможно, совсем недавно приобрел за собственные деньги, чтобы, так сказать, подзаработать более основательно и в данном случае якобы обоснованно. И самое печальное, что у них это сейчас получается вообще без каких бы то ни было проблем…

Знаю, что подобная критика требует предложений по исправлению ситуации. Однако в данном случае «правильная» картина абсолютно ясна. Основополагающим и принципиальным в ней является тот момент, что нужно обязательно исключить какой бы то ни было личный контакт между водителем и автоинспектором. Нет прямого общения, нет тех самых соблазнов, а значит, нет преступлений. Как вы думаете, не потому ли в развитых европейских странах вдоль дорог вы не увидите стационарных милицейских постов, а уж об играх «в прятки», аналогичных нашим, там вообще не может быть речи. Уже много лет там успешно работает иная система: все происходящее фиксирует неподкупная техника. Да и то, такое наблюдение вовсе не является для водителей абсолютной неожиданностью. К примеру, в Австрии есть специальные предупреждающие знаки. Соответственно к следующему отрезку пути добросовестный водитель готовится заранее и после – под прицелом камеры – движется в соответствии с обозначенным скоростным режимом. В остальное время он практически свободен на дороге.

Кроме того, у нас сегодня при известной безответственности инспекторов ГИБДД водители несут ответственность даже за какие-то призрачные нарушения. Логичнее было бы ввести совершенно иную шкалу вины: человек должен отвечать именно за свершившееся по его вине дорожно-транспортное происшествие. То есть только в том случае, если те или иные его действия на дороге нанесли вред или ущерб окружающим или государству. А неправильно вымогать деньги при том, что никаких последствий, например, при незначительном превышении скорости, не было. Уже если водитель в каком-то плане рискует, то опасности подвергает в первую очередь себя.

Потому мерилом ответственности должен стать сам акт ДТП. И уже экспертиза тогда оценит степень вины человека. В зависимости от этой оценки он и «попадает» на штраф, а то и более жесткое преследование – вплоть до уголовного. Причем серьезные «карательные» возможности предоставляет та же страховка. Мы уже вспоминали австрийский опыт: там размер страховых взносов у нарушителя возрастает сразу в несколько раз и уже «пляшет» в зависимости от количества ДТП и степени вины.

Порядок ведь на наших дорогах возможен только в том случае, если участник движения будет понимать, что от вины нельзя будет, как сейчас, откупиться по мелочи. Только осознание неизбежности наказания за последствия ДТП может в корне исправить нынешнюю ситуацию. Ведь мы достойны того, чтобы жизнь в нашем государстве была качественна и комфортна и ориентировалась на лучшие достижения европейской демократии, а не строилась на элементах дремучей диктатуры...

А. ТИХОНОВ