00:00, 29 марта 2008 года

Знаки доблести и геройства

А еще – защищая коммуникации от партизан, которые не давали покоя не только отдельным немецким комендатурам, но и гарнизонам в крупных населенных пунктах. Вспомним хотя бы соединения и отряды Ковпака, Сабурова, Федорова, Заслонова, Медведева и многих других прославленных партизанских командиров. Герои, сражавшиеся в тылу врага, заслуживали отдельной, именной награды, которая наряду с другими указывала бы на их принадлежность к «людям с чистой совестью», - как назвал партизан в одноименной книге дважды Герой Советского Союза Петр Вершигора, командовавший соединением после С. Ковпака.

Обращение к легендарным образам российских полководцев и флотоводцев и учреждение в середине 1942 года орденов имени знаменитых предков, которое продолжалось вплоть до 1944 года, заставило Верховное командование и правительство СССР вспомнить знаменитого партизана времен Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова, а также подвиг Ивана Сусанина. Были разработаны проекты соответствующих орденов и медалей, но они почему-то не приглянулись Верховному главнокомандующему.

Указом Президиума Верховного Совета СССР 2 февраля 1943 года (вспомним: в этот день вермахт понес сокрушительное поражение под Сталинградом) была учреждена медаль «Партизану Отечественной войны», которой награждались лица, «проявившие храбрость, стойкость и мужество в партизанской борьбе в тылу врага».

Особенностью награды было то, что медаль имела две степени и при полной схожести изображения (на лицевой стороне – погрудное профильное изображение Ленина и Сталина, на оборотной – надпись: «За нашу Советскую Родину») было отличие: медаль I степени серебряная, II степени – из латуни. Заметим, это не так часто встречающаяся награда: медалью первой степени награждено чуть больше 56 тысяч человек, второй степени – около 71 тысячи человек, хотя в партизанском движении участвовали сотни тысяч патриотов.

Так же, как и партизаны, еще одна категория сражающихся за Родину нуждалась в своих знаках отличия – военные моряки. Да, герои флота получали ордена и медали, многие из них были удостоены самых высоких наград, но необходимы были особые знаки, которые подчеркивали бы их принадлежность к морскому «сословию».

Продолжая традиции «сухопутных» отличительных знаков имени выдающихся предков, Президиум Верховного Совета СССР 3 марта 1944 года своим Указом учредил ордена Ушакова и Нахимова, а также одноименные медали.

Медаль Ушакова по своему статусу приравнивается к медали «За отвагу», изготовлена из серебра, на нее нанесено рельефное изображение выдающегося русского флотоводца, не имевшего ни единого поражения за всю свою военную карьеру. Эта награда предназначалась для матросов, старшин и мичманов Военно-морского флота, солдат и сержантов морских частей пограничных войск, которые проявили личное мужество и отвагу в боях с противником. Офицеры в перечне награждаемых отсутствуют, но во время войны были случаи, когда по ходатайству матросских коллективов этой высокой награды удостаивались и младшие офицеры флота, что было для них высокой честью. Первыми кавалерами медали Ушакова стали мичманы С. Горохов и В. Степаненко. Сегодня славный знак отваги и геройства стал раритетом, ведь медалью было награждено всего около 15 тысяч человек…

Медаль Нахимова хотя и является флотским аналогом медали «За боевые заслуги», однако изготовлена не из серебра, а из бронзы, и в отличие от первой встречается гораздо реже. Награждений медалью Нахимова было произведено всего около 14 тысяч, а «За боевые заслуги», как уже говорилось, - около шести миллионов. Первыми медаль Нахимова получили моряки Северного флота С. Толстов и Ф. Мошков. Были случаи награждения младших офицеров, что являлось исключительным признанием их храбрости, отваги и геройства. Кстати, это единственная медаль, которая изготовлена из бронзы, все остальные – из латуни, за исключением серебряных «За отвагу», «За боевые заслуги», медали Ушакова и «ХХ лет РККА».

При содействии краевого комитета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов.

Григорий ВАРЛАВИН