00:00, 22 марта 2008 года

Ставропольские депутаты раскритиковали стратегию социально-экономического развития Ставропольского края

Аванс за перспективу

Понятно, что без стратегии никак нельзя, но почему только сейчас ее взялись разрабатывать? И по какому плану или концепции до этого жил край? Как сказал корреспонденту «СП» председатель комитета по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности ГДСК Борис Оболенец, в 2003-2007 годах на Ставрополье действовала специальная программа, главной целью которой было обеспечение ускоренного и эффективного развития экономики, повышение уровня жизни населения и рост доходов бюджета. Однако основных намеченных целей программа не достигла. Например, показатель роста валового регионального продукта на душу населения не был доведен до среднероссийского уровня, а наоборот, имел устойчивую тенденцию отставания. Не смогли в крае добиться и того, чтобы соотношение среднедушевых доходов населения и прожиточного уровня по сравнению с соседями было более высоким. Не уменьшилась безработица. Почему-то неохотно вкладывались инвестиции в основной капитал и т. д.

При этом правительство свое-временно не подготовило аналогичную программу на следующий этап, начиная с 2008 года. То есть получается, что сейчас Ставрополье живет без какого-либо плана, как говорится, по «накатанной колее». К слову, на разработку стратегии социально-экономического развития до 2031-го краевым бюджетом еще на 2007 год было предусмотрено 30 млн. рублей. Однако лишь в последнем квартале был проведен конкурс среди компаний-разработчиков. В настоящее время исполнителю уже выплачен аванс 14,5 млн. рублей, а остальную сумму он получит после выполнения конкурсного задания.

Чудесное превращение

И все же каковы «наметки» стратегии, или, точнее, основные положения того, что было презентовано депутатам? По мнению специалистов агентства «Эксперт РА», Ставрополье занимает ключевое геополитическое положение на Северном Кавказе, обеспечивает безопасность и в то же время общее экономическое сотрудничество на юге России. Край является многопрофильным регионом с сочетанием сельскохозяйственных, промышленных, рекреационных и транспортно-логистических функций. Регион не рядовой, а один из ключевых, «локомотив» и потенциальная «точка роста», которую нужно превратить в реальную.

Чудесное превращение можно осуществить в том случае, если не только использовать уже имеющиеся конкурентные преимущества, но и создать новые. Что есть на данный момент? Прежде всего выгодное географическое положение, то есть пересечение торгово-транспортных потоков вдоль Кавказского хребта и развитая сеть транспортных коммуникаций. Далее — уникальный и, по сути, крупнейший (Сочи-то не всем подходит) рекреационный комплекс с лечебно-оздоровительными технологиями. В числе преимуществ Ставрополья и ресурсное разнообразие — по оценкам некоторых исследователей, этот природный потенциал составляет 56 миллиардов долларов. К «плюсам» можно отнести и благоприятный инвестиционный климат с позитивной тенденцией — край сейчас занимает по этому показателю 18-е место в стране, поднявшись за последние три года с 41-й позиции.

А что тянет назад? В числе ключевых проблем относительно низкий уровень жизни населения, недостаточная квалификация кадров (непропорциональная на селе и в городе), ограничение энергетической системы, низкая степень международной кооперации (регион больше, чем другие, замкнут на себе), недостаточный уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры и неудовлетворительное состояние материальной базы курортов.

Как в итоге может себя позиционировать Ставрополье? Эксперты сошлись вот на чем: край – это территория сотрудничества, одно из лучших мест для благополучной жизни и творчества людей, торгово-транспортно-логистический узел и агропромышленная житница. Кроме того, разработчики предлагают свой вариант новизны в развитии — некий промышленно-инновационный и научно-образовательный комплекс под рабочим названием «Бриллиантовая долина». Это якобы путь к новой экономике и наращиванию имеющегося потенциала. Ну, а главная стратегическая цель — достижение высокого качества жизни населения региона.

Без души

Все вроде бы красиво, убедительно и внушает оптимизм. Но парламентариев насторожил общий подход в разработке стратегии. Они хотели бы знать, как выглядит сегодня экономика края по сравнению с другими регионами и каково в этом случае соотношение его развития по основным показателям. Иными словами, где Ставрополье сейчас находится? Это, как сказал депутат ГДСК Юрий Гонтарь, ключевой вопрос для того, чтобы понять, куда двигаться и что делать.

К примеру, сельское хозяйство. В частности, как использовать малопродуктивные территории-пастбища, занимающие свыше трети всех земель? Переходить на хлопок или залить все водой и, как китайцы, выращивать рис? Превратить ли уникальную отрасль ставропольского виноградарства в подобие французских виноградных долин? В стратегии, говорили депутаты, важно выбрать механизмы для решения. Директивно-плановый вариант не подходит - если завтра приказать всем разводить овец, страусов или индюков, ничего не произойдет. Но тогда какими методами действовать? Ответа, к сожалению, в предложенном проекте не прозвучало.

Ю. Гонтарь обратил внимание разработчиков на то, что в крае немало толковых специалистов, глубоко знающих местные проблемы. Надо бы привлечь этих людей к совместному сотрудничеству по различным направлениям.

Аналогичного мнения придерживается и профессор Петр Акинин. Он председатель совета по мониторингу социально-экономического развития края при ГДСК, то есть один из тех самых «своих» специалистов. Профессор признался - у него возникли серьезные опасения, когда он узнал, что местные ученые и профессионалы-практики оказались не у дел.

А напрасно, потому как в крае накоплен солидный опыт по многим отраслям экономики. Например, АПК. Долгое время агропромышленный комплекс Ставрополья был объектом пристального внимания Международного института прикладного системного анализа, расположенного в Вене. Этот институт вплотную сотрудничал со СНИИСХ, который имеет множество наработок по системе ведения сельского хозяйства. А их основу заложил академик, президент ВАСХНИЛ Александр Никонов. Кроме того, во всем мире признаны труды академика Андрея Храмцова в области переработки молока. К слову, Кембридж-ским Интернациональным биографическим центром его имя занесено в список 2000 наиболее выдающихся ученых мира второго тысячелетия. Что касается тонкорунного овцеводства, то во всей стране мало кто имеет такие знания и опыт, как академик Василий Мороз. А темы этнополитических исследований лучше всех раскроет школа всемирно известного профессора СГУ Виктора Авксентьева.

- В агентстве «Эксперт РА», конечно, трудятся серьезные люди, - говорит П. Акинин. - Но я боюсь, что разрабатываемая ими стратегия будет не чем иным, как красивой оберткой без сущностных, глубинных вещей. Есть такие понятия, как технический подход и фундаментальный. В данном случае все может прийти к тому, что вопрос решится чисто технически, то есть матрица заполнится, но души там не будет. Нужно понять, что без ученых Ставрополья никакой стратегии не получится. И, я вас уверяю, денег нам за это не надо. Мы просто хотим быть востребованными и реализованными в таком судьбоносном проекте почти для трех миллионов человек...

Отметим, что московские специалисты все же согласились с тем, что сотрудничество с местными учеными и практиками пойдет лишь на пользу разрабатываемому проекту. Более того, на днях у них состоялись переговоры со ставропольчанами.

««Бриллиантовая долина» в тумане»
Газета «Ставропольская правда»
22 марта 2008 года