00:00, 14 марта 2008 года

Размышления о личности казачьего генерала Петра Краснова

«Внимательно и не единожды прочитал интервью, в котором писатель изложил свое видение достоинств и недостатков этой фигуры, - пишет А. Цап. – Как я понял, Владимиру Павловичу его по-человечески жалко. Не осуждаю этого чувства, хотя именно оно часто не позволяет нам быть объективными. В интервью подчеркивается знаменитое происхождение, прекрасное воспитание и образование П. Краснова. Однако история знает немало примеров, когда эти факторы не стали определяющими в жизни человека. Важно другое: что человек взял с собою в жизненную дорогу и как багаж его прекрасных знаний повлиял на его поступки. «Деяния… всегда истинные суть черты душевного образования» - так определял человека 250 лет назад Александр Радищев. И вообще известно, что человек совершает те или иные действия лишь тогда, когда он внутренне готов их совершить. Нужны лишь подходящие для этого случая обстоятельства. Как действовал генерал Краснов, нам известно… В интервью писатель с болью говорит о терроре и геноциде казаков в 1918 году, что стало главной причиной, поводом и оправданием действий известного генерала. Но если уж мы говорим об ужасах революции, то надо обязательно вспомнить и те ужасы, которые ее породили. У всего на свете есть свои причины и следствия.

К сожалению, насилие и жестокость были и остаются спутниками человеческого бытия. На это обращал внимание Энгельс. «История, - писал он, - самая жестокая из всех богинь, влекущая свою триумфальную колесницу через горы трупов не только во время войны, но и в периоды «мирного» экономического развития».

Нацисты, с которыми общался генерал Краснов и даже имел намерение с их помощью организовать независимую Донскую республику, действительно творили горы из человеческих трупов в концлагерях. Большая часть этих «гор» состояла из тел наших соотечественников, жителей той России, которой, как утверждает писатель, принадлежало сердце его героя. Какое же оно у него было?! Забыть, оправдать, простить такой симбиоз невозможно. Тем более что история нашей страны знает и другой пример – И. А. Деникина. Любовь к Отечеству подвигла его еще в 1939 году обратиться ко всей белой эмиграции: не поддерживать фашистов, если они нападут на СССР. Будучи врагом советской власти, он остался верным сыном своей Родины, исполнив девиз офицерского корпуса России: «Честь и Родина!».

Размышляя над интервью в «Ставропольской правде», я подумал об исторической памяти: что она оставляет нам и потомкам из прошедшего времени. И пришел к выводу, что исторической памяти совсем не важны частности жизни отдельного человека. Для нее главным является другое: в чем он себя проявил как личность. Об этом и будут думать потомки – вот почему историческая память не подлежит ретуши и не нуждается в реабилитации».

Письмо Анатолия Григорьевича мы опубликовали почти полностью, изменив лишь одно. В своем письме он обращается лично к Владимиру Бутенко. Однако писатель уже высказался, и я, как автор материала, будучи в принципе согласной с А. Цапом, тем не менее хотела бы добавить несколько слов. Да, история беспристрастна, но нам, живым, с нашей душой и нервами, очень трудно быть беспристрастными. Скажем, человек, любящий свой народ, всегда будет искать те или иные оправдательные мотивы, чтобы только «не навредить» - таков пример знаменитого русского историка Ключевского. Писатель, живущий судьбами казачества, тоже не может отказаться от малейшего повода защитить и улучшить его образ. Объективность, с которой о нас будут судить далекие потомки, нам, оплакивающим по обе стороны свои жертвы, увы, не дается. Пример Краснова крайне поучителен. Возможно, в любви к России у него действительно была какая-то странная червоточина: на отношении к фашизму в этой страшной войне все и проверилось. А ведь можно привести примеры из современной истории. Был момент, когда Сахаров и Солженицын в своей борьбе с советским строем призывали запад к «самым жестким мерам». После Югославии мы хорошо знаем, что это может означать. Да и сегодняшняя ситуация вокруг страны крайне тревожная и опасная, в то время как внутренние недоброжелатели уже не советской, а новой России, открыто призывают НАТО «спасти страну от диктатуры»…

Обществом востребован мудрый патриотизм – не рефлекторный, а выстраданный в мужественных доброжелательных раздумьях. Может быть, тогда мы наконец перестанем делиться на «красных» и «белых»?

«Ни красных, ни белых»
Газета «Ставропольская правда»
14 марта 2008 года